Татьяна Зборовская
Консультация для педагогов ДОУ «Мультипликационные фильмы как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мультипликационные фильмы как средство развития речи дошкольников.
В настоящее время продолжается поиск путей совершенствования работы педагогов поиск новых форм, приёмов и методов речевого развития детей дошкольного возраста. В связи с этим важным средством в работе педагога по развитию речи детей являются мультипликационные фильмы.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Мультипликационные фильмы как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Мультипликация — одна из форм экранного искусства. Синтетический вид. Объединяющий живопись, графику, музыку, литературу и элементы театра. Просмотр мультфильмов способствует процессу развития речи, в основе которого лежат общедидактические принципы, отражающие закономерности усвоения родного языка и речи:
• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и рчевого развития детей;
• коммуникативно-деятельного подходак развитию речи;
• обогащения мотивации речевой деятельности.
Коррекционно-развивающие возможности использования средств мультипликации состоят в том, что они усиливают наглядность, и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость мультфильмов, просмотр которых сопровождается выразительным озвучанием героев и музыкой, вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает её чувственную основу. В процессе просмотра мультипликационного фильма дети сопереживают, проживают события вместе с героями. У ребёнка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся в самых разных формах, в том числе в форме речевого высказывания. Мультфильмы служат прекрасным средством развития мышления, внимания, воображения и памяти у детей. Благодаря им значительно расширяется кругозор и совершенствуются коммуникативные навыки, дошкольник учатся выражать свои чувства и настроение.
Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воситательно-образовательный процесс. Работа над содержанием мультфильма позволяет сформировать разные стороны речи ребёнка. Их можно широко использовать при проведении занятий по развитию лексикко-грамматических средств языка и связного высказывания. Просмотр мультфильмов может осуществляться как непосредственно на занятии, так и предварительно во второй половине дня.
Работа по развитию речи дошкольников на материале мультипликационных фильмов строится учётом следующих принципов:
• реалистичность;
• сознательность и активность;
• взаимосвязь с различными сторонами речи;
• мотивация речевой деятельности;
• наглядность;
• развитие;
• систематичность и последовательность в обучении;
• коммуникативно-деятельный подход;
• воспитывающий характер обучения;
• индивидуальный и дифференцированный подход.
Структура занятия с использованием мультфильма включает в себя:
• подготовительную часть — формирование интереса у детей и создание положительного эмоционального настроя на выполнение игровых упражнений и просмотр мультфильма;
• основную часть — беседа по содержанию мультфильма, непосредственное выполнение игровых заданий;
• заключительную часть — обмен впечатлениями, анализ высказывания детей, подведение итога занятия.
В ходе такой работы решаются следующие задачи:
1. формируются умения развёрнуто отвечать на вопросы;
2. самостоятельно задавать вопрос;
3. самостоятельно строить предложения и употреблять их в речи;
4. соблюдать последовательность в переходе от одной мысли к другой;
5. вести диалог;
6. устанавливать причинно-следственные связи;
7. формируется самостоятельное связное речевое высказывание.
Помимо беседы по содержанию мультфильма, установлению причинно-следственных связей, можно использовать такие задания как:
• восстановление сюжета мультфильма в соответствии с логикой событий;
• отбор картинок, которые относятся к содержанию мультфильма;
• предположение дальнейшего развития событий (что могло произойти);
• придумывание названия мультфильму;
• составление рассказа-описания (по одному кадру);
• составление повествовательного рассказа (по нескольким слайдам);
• воспроизведение поз и мимики персонажей;
• пересказ мультфильма.
Фрагмент работы на примере мультфильма
«Старая игрушка».
На первом этапе в процессе знакомства с лексической темой «Игрушки» проводится вводная беседа: какие у детей самые любимые игрушки, как они с ними играют, как ухаживают за ними, чем отличаются старые игрушки от новых, почему важно беречь игрушки?
На втором этапе — просмотр мультфильма. Затем беседа, которая помогает детям лучше понять содержание мультипликационного фильма, правильно оценить некоторые его эпизоды.
Вопросы и задания:
вспомните и назовите персонажей;
опишите куклу, медведя и собачку;
как вы думаете, какой у них характер;
чем они отличаются друг от друга;
о чем каждый из них мечтал;
а вы бы хотели получить подарок;
какой подарок нашла девочка в коробке;
опишите клоуна: его рост, выражение лица, какая одежда на нём была;
что почувствовала девочка, когда увидела клоуна;
почему игрушки обиделись на девочку;
что произошло дальше;
что чувствовал мишка, когда сидел на крыше;
зачем мишка нарядился в одежду клоуна;
что произошло с девочкой, когда она увидела, что это её мишка;
как вы думаете, правильно ли поступил мишка, когда ушёл от девочки;
а как бы вы поступили на месте Мишутки;
правильно ли обращалась девочка со своими игрушками;
какие моменты из мультфильма вам запомнились больше всего;
чем они вам понравились.
Подобная беседа закрепляет целостное восприятие мультипликационного фильма.
Третий этап — формирование самостоятельного связного речевого высказывания. Детям предлагается пересказать содержание мультфильма с опорой на слайды.