Галина Алексеевна Семибратченко
Консультация для педагогов ДОУ «Логопедический досуг в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 24 «Берёзка»
Консультация для специалистов ДОУ
«Логопедический досуг в детском саду»
Подготовила:
учитель-логопед
Г. А. Семибратченко
г. Старый Оскол
2015
Речь – неизменный спутник всех действий ребёнка.
Проявление речи ребёнка наиболее ярко выступает
в игре и через игру – в труде.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Логопедический досуг в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Е. И. Тихеева
Поиски новых эффективных форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, приводят многих логопедов к идее проведения логопедических досугов или музыкально-речевых утренников. Однако практического материала по организации речевых праздников и развлечений в ДОУ общеразвивающего вида немного, тема является недостаточно изученной.
Практический опыт работы с детьми показывает, что необычная форма занятий вызывает у дошкольников интерес. По мнению О. В. Блиновой любой досуг или утренник с элементами театрально-игрового характера – это, прежде всего особая, праздничная игра, которую взрослые организуют, оформляют, придавая ей вид сказочного действа, и вместе с детьми танцуют, поют, читают стихотворения. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время непосредственно организованной образовательной деятельности.
Участие детей с речевыми нарушениями в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести положительный опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр и действий, в игровой форме закрепляются полученные знания, умения и навыки.
Дифференцированная помощь воспитанникам с затруднениями в общении, осуществляемая в процессе логопедических праздников и развлечений, особенно эффективна, поскольку позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости.
На основе обобщения имеющегося в литературе опыта и собственных наработок были намечены интересные формы логопедического воздействия на ребёнка с использованием игровой коррекции, эмоциональной стимуляции, были определены условия организации и проведения логопедических досугов. Эту работу в дошкольном учреждении, не имеющем в своей структуре специализированных групп, целесообразнее проводить в конце учебного года как итоговое мероприятие.
Для усиления эмоциональности восприятия материала логопедический досуг необходимо наполнить радостными сюрпризами, неожиданностями, открытиями (неожиданная телеграмма, письмо с просьбой о помощи, сюрпризная коробка и т. д.). А присутствие на празднике сказочных персонажей вызывает у детей большой интерес, усиливает зрелищность и театральность праздника.
Обычно бывают успешными различные варианты организации речевых утренников с использованием:
сказочных сюжетов;
литературных или придуманных персонажей;
воображаемых путешествий, поездок, приключений;
описанных в литературе, известных или придуманных (иногда с помощью детей) игр;
игр-драматизаций.
В связи с рядом изменений в образовательной системе нашей страны важно, чтобы материал сценария носил характер развивающего воспитывающего обучения. Педагогу, сохраняя атрибутику игры и её структуру, следует делать акцент на воспитательных целях: воспитании правильного отношения детей к коллективу, желания участвовать в общем деле. Воспитательное значение речевых праздников очень велико. Они способствуют развитию самостоятельности, помогают ребёнку проявить себя в коллективе активно и обрести уверенность в собственных силах. В играх воспитывается честность, выдержка, терпение, решительность – черты, формирующие силу воли и характер.
Структура развлечения разрабатывается с учётом индивидуальных особенностей и речевых возможностей детей, чередуя игры, задания, музыкальные паузы, чтобы у ребят в течение всего мероприятия поддерживать интерес. У каждого праздничного сценария определяется тема, сюжет, предполагающий роли для детей. Игры включаются во все части развлечения и служат диагностическим, познавательным, развлекательным, коррекционным задачам. Для досуга подходят разные игры: спортивные, дидактические, познавательные, игры психологического характера.
К участию в играх по возможности следует привлекать и родителей, таким образом, создаются ситуации для полноценного общения взрослого и ребёнка. Каждый ребёнок радуется, если его мама становится участницей игры, переживает за неё, гордится. Как правило, родители с отзывчивостью и заинтересованностью откликаются на просьбу логопеда о помощи в организации логопедического утренника : сшить костюмы, нарисовать декорации, оформить афиши и фотоальбомы. Однако не стоит увлекаться сложными костюмами, сложным оформлением, достаточно и отдельных атрибутов, знаков отличия (лент, головных уборов, значков и т. д.).
Чтобы вызвать интерес и внести элемент новизны подготовительная работа с детьми (разучивание инсценировок, загадок, стихотворений и т. д., происходит по секрету друг от друга. Текст проговаривается на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, воспитателями и родителями.
Подбор хореографических элементов, разучивание движений, а также песен, музыкальных шуток осуществляется музыкальным руководителем также в индивидуальном порядке.
А какой же праздник без подарков? Поэтому и для речевого праздника следует продумать и подготовить подарки, связанные с его темой. Но следует помнить, что награда, приз за выполненные действия, должна выступать как побуждающий фактор для более интенсивной и точной деятельности, а не быть решающим моментом, из-за которого дети выполняют задание.
Продолжительность досуга от 30 до 40 минут, в зависимости от возраста его участников.
В случае непредвиденных осложнений (если кто-то не смог прийти, кто-то забыл роль, выступил не в свою очередь) педагогам не стоит теряться, всегда легче выйти из положения шуткой, речёвкой, песней – ведь настоящий праздник не обходится без неожиданностей, а значит, импровизации.
Музыкально-речевой утренник – это торжество, объединяющее детей общностью переживаний, эмоциональностью; это хорошее средство для закрепления и применения полученных знаний и умений, речевых навыков, самовыражения и самоутверждения дошкольников; это прекрасная возможность объединения взрослых и ребят в общем творческом деле, возможность просвещения родителей, ознакомление их со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки. Поэтому данный вид работы нам видится одним из актуальных и перспективных.
Организация логопедических утренников может стать хорошей традицией в детском саду, а присутствующие на праздниках родители и воспитатели смогут наглядно увидеть успехи любимых чад и тем самым подтвердить высокую результативность проводимой учителем-логопедом коррекционной работы.
Используемая литература
1. Дошкольная логопедическая служба. Под ред. Степановой О. А. – М. : Творческий центр, 2008. – С. 65-88.
2. Игры, обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В. В. – М. : Новая школа, 1998. – С. 77.
3. Гуськова. Путешествуем и играем. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - № 5. - С. 34-38.
4. Кутлина Э. Г. Сценарии логопедических утренников. // Логопед. – 2008. - №3. –С. 87-96.
5. Лапковская В. П., Володькова Н. П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. // Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М. : Мозаика – Синтез, 2009. – 56с.
7. Моргунова Л. В. Играем в сказку. // Ребёнок в детском саду. – 2009. - №5. – С. 68-72.
8. Рубан Г. Праздник азбуки. // Ребёнок в детском саду. -2001. - №2.- С. 72 – 75.
9. Семушина Ю. Совместные занятия детей 3 лет и их родителей. // Дошкольное воспитание. – 2007. - №2. – С. 18.
11. Трошин О. В., Голубева И. В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития. // Логопед. – 2006. - №1. – С. 4-10.