Татьяна Казмер
Групповая консультация для педагогов «Страхи и тревожность у детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Страхи и тревожность у детей в детском саду»
Цель: обобщить понятия «детский страх», «тревожность», определить причины возникновения страхов и тревожности и пути их преодоления.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку - тем более, ведь его окружает такой огромный и неизведанный мир, полный загадок и опасностей. Для здорового, нормально развивающегося ребенка испуг и страх – естественные реакции при познании окружающего мира.
Причины детских страхов:
повышенная тревожность самих родителей, стремление все делать правильно;
многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей;
гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка, а также если родители без конца дают советы, проверяют, делают замечания, это рождает у детей боязнь не соответствовать родительским требованиям;
реакция взрослого на опасную ситуацию, неосторожное слово взрослого может навсегда отложиться в памяти ребенка может привести к страхам на бессознательном уровне («Не ходи-упадёшь!», «Не бери-обожжешься!», «Не гладь-укусит!») Из подобных фраз ребенок слышит и запоминает только вторую часть;
если оба родителя все разрешают ребенку, мягки, нерешительны, (нет опоры у
ребенка в ближайшем окружении).
противоречивые требования к ребенку (нет единства в семье, неровное отношение родителей к нему;
эмоциональное отвержение, недостаток эмоциональной поддержки, стремление сравнить своего ребенка с другими детьми.
Негативные эмоциональные состояния ребенка выступают в виде различных переживаний: разочарование, обида, гнев, вспышки агрессии либо наоборот, чрезмерная послушаемость, неуверенность в себе, рассеянность, застенчивость, капризность, излишнее фантазирование, навязчивые движения (сосание пальца, грызение ногтей и т. д.) Помощь специалиста нужна в том случае, если страх доходит до патологии. Если страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.
-Как вы думаете, чего боятся дети старшего дошкольного возраста?
От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ», боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.
• В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей, он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии? Укусов змей и хирургических операций.
Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье. Перечисленные страхи носят временный, преходящий возрастной характер с ним не нужно бороться.
Как вести себя с тревожными детьми?
Выяснить и по возможности устранить причину страхов.
Не стоит заниматься «закаливанием», то есть если ребенок боится оставаться один в темной комнате, не запирайте его там, «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете кроху. Последствиями таких закаливаний могут быть неврозы, заикания, отклонения в развитии.
Не относитесь к страхам малыша как к капризам, тем более нельзя его ругать и наказывать за трусость.
Постарайтесь отвлекать малыша, переключать его внимание на любимую игрушку, вовлекать в интересную игру.
Обучать терпимости к страху и управлению им (в более старшем возрасте, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха.
Проиграйте пугающее ребенка событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным и обыденным. (Например, если ребенок боится собак, поиграйте в пограничника и его любимую собаку или пусть собака расскажет ему, что она думает о нем. Если ребенок боится темноты, поиграйте в тёмной комнате в разведчиков, если врача – в больницу)
Дайте ребенку карандаши и пусть рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них.
1. Рисование страхов
2. Сочинение рассказов на тему страха
3. Фантазирование
4. Сюжетно – ролевые игры
5. Ролевые игры – драматизации
6. Паззл (нарисовать свой страх, делит его на кусочки, превращает в паззл)
7. Закрыть страх в сундук и отдать на хранение
8. Работа с пластилином
9. Работа с нитками
10. Игра «Кляксы»
Профилактика страхов и тревожности
1. создание условия для проявления творческих возможностей ребенка и веры в свои силы и возможности;
2. проявление терпения и педагогического такта;
3. критический анализ результатов педагогического воздействия на воспитанников;
4. взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса;
5. разрешить ребёнку больше двигаться, особенно бегать;
6. создавать условия для интересных занятий;
7. использовать игры такого плана, в которых ребёнок может проявить себя смелым и ловким;
8. проявлять заботу и участие во всех делах ребенка, соблюдая принцип «абсолютного принятия»;
9. постепенно приучать ребенка самостоятельно принимать решения и преодолевать препятствия с помощью одобрения, похвалы и личного примера.