Альбина Коурова
Консультация для педагогов по краеведению и созданию мини-музея в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов по краеведению и созданию мини-музея в детском саду
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
Нижневартовск - сравнительно небольшой город, и музеев у нас не много, но трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что такое музей? На наш взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Для наших воспитанников – музей, как источник познания, и он открывается в детском саду.
Публикация «Консультация для педагогов по краеведению и созданию мини-музея в детском саду» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Мой край, мой город. Краеведение
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначено содержание образования детей через образовательные области. Так социально- коммуникативное развитие предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные. Следуя содержанию познавательного развития не менее важно формирование первичных представлений у детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях, об объектах окружающего мира.
Важная особенность наших мини-музеев — участие в их создании детей и их родителей, т. е. сотрудничество с семьей. Дошкольники чувствуют свою и семейную причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, размещении в групповом помещении, собирают и приносят из дома экспонаты, едут в отпуск и помнят о том, что для музея будет особенно важно и нужно. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Они находятся в групповом помещении и их можно посещать каждый день. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его самые дорогие люди: папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В нашем детском саду в каждой группе созданы мини-музеи : мини-музей часов, мини-музей собак, мини-музей кукол, мини-музей коров, народно- прикладных видов искусства и т. д.
Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно постепенное введение в мир музея, поэтому первые экспонаты воспитатели Кирилина Ольга Ивановна и Рябченкова Татьяна Викторовна разместили в уголке уединения. По их мнению, первую экскурсию в мини- музей, непосредственное знакомство с понятием «музей», с правилами поведения в музее лучше проводить в младшей группе в марте-апреле. До этого необходимо так построить работу в «предмузейном периоде» с детьми 3-4 лет, чтобы часть экспонатов стала им хорошо знакома и тогда первое посещение музея станет во многом «встречей со старыми знакомыми предметами».
Групповой мини-музей открыт для экскурсий, сюда приходят дети из других групп детского сада. Экскурсанты могут узнать об истории, происхождении различных предметов, увидеть и потрогать широкое разнообразие экспонатов. Рассказ экскурсовода сопровождается фольклорными мудростями и народными приметами. Через мини-музей происходит изучение предметов и явлений природы родного края. А хозяева музея наперебой рассказывают о своих экспонатах. Педагоги пользуются экспонатами музея для проведения образовательной работы с дошкольниками.
Мини-музеи в группах компенсирующей направленности, которые посещают дети с задержкой психического развития- это место уединения и психологической разгрузки детей, здесь ребенок соприкасается с разными экспонатами самостоятельно: рассматривает, любуется, приходит в психологическое равновесие.
Научная достоверность и удачно найденная образная форма делают информацию мини-музея запоминающейся. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса. Кроме того, участие воспитанников в создании экспозиций позволяет зрительно фиксировать пройденный материал, что способствует усвоению информации. Работа в мини-музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы. Все названные особенности музейной педагогики делают музей своим для ребёнка.
Над созданием наших мини- музеев работал весь педагогический коллектив во главе с заведующим Гаманистовой Т. Н., она уверена, что «человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом». Вот и мы стараемся зародить и сохранить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное. Заместитель по воспитательно и методической работе Кулябина Е. В. часто напоминает воспитателям мудрость-фразеологизм об «Иванах, не помнящих родства».
В мини – музее старшей группы «А» «Кукляндия» воспитанники наперебой рассказывают своим сверстникам историю, культуру и традиции возникновения разных кукол, демонстрируют прародителей современных. Галина Аркадьевна Завертайло организовала эту работу со средней группы.
Благоприятные условия для развития и обогащения представлений и речи ребятишек в мини – музее «Часы», который воспитанники подготовительной группы создавали не один год вместе с воспитателем Уразаевой Флорой Каримовной. Здесь есть командирские, морские, песочные и самые древние солнечные часы. Спросите о часах в этой группе, разговор затянется очень надолго. В этой же группе коллекция «Собаки- наши друзья» формирует у детей представление о породах, повадках собак и бережном отношении к животным. Старшие дошкольники выступают в музее в роли экскурсоводов. (фото)
Под руководством воспитателя Мануиловой Елены Ник. дети на протяжении трех лет совместно с родителями собирали коллекции народно- прикладных видов искусства, поэтому воспитанники имеют яркие представления об истории и навыки в технике изображения Хохломы, Дымки, Гжели, Городца не по -наслышкам. Некоторые экспонаты, особенно дороги детям и взрослым, они доставлены в музей с исторической родины, выполнены настоящими мастерами, являются авторскими работами.
Групповой мини- музей дети посещают систематически, много знают об экспонатах, ориентируются в них свободно, но экспозиции мини – музеев не остаются стационарными, они постоянно обновляются, дополняются экспонатами, насыщаются новым содержанием, поэтому интерес детей не угасает на протяжении длительного времени.
Мини- музеи дополняет ту большую работу, которая проходит в дошкольном учреждении по воспитанию граждан своей страны, патриотов Родины и людей, умеющих относится к другим людям доброжелательно и с интересом.
Дети восторженно рассказывают родителям о своих мини- музеях и посещая передвижные выставочные залы городского музея им. К. Шуваева ведут себя как знатоки, слушатели, ценители истории. Небольшой мини-музей в группе детского сада может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры. Без сомнения это окажет влияние на формирование его личности, воспитание достойного гражданина.
Таким образом, экспозиции мини - музеев позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов непосредственной образовательной деятельности. Экспонаты музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Старшие дошкольники выступают в музее в роли экскурсоводов - а это эффективный метод развития речи.
Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях в других городах. В результате пропагандисткой работы педагогов увеличивается число совместных с родителями посещений выставок города, о чём потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям. Создание мини – музеев в группах позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей дошкольного возраста.
Дети проявляют устойчивый интерес к музейной живописи. В процессе восприятия произведений искусства дети обращают внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и др.). Дети экспериментируют в создании образа, расширился опыт детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструментов
Повысилась компетентность и творческий потенциал педагогов в связи с обновлением образовательного процесса. Мини-музеи в группах детского сада стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды и показали свою значимость в образовании дошколят в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования.