Ирина Фирсова
«Мини-музей в детском саду» консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей в детском саду
МУЗЕЙ - неотъемлемая часть культурного наследия
Музей - научно-просветительское учреждение, осуществляющее коллекционирование, хранение и изучение памятников истории, материальной и духовной культуры.
Экспонат - это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.
Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе.
Чем отличается современный детский музей от классического музея:
Публикация «„Мини-музей в детском саду“ консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
1. Так как главная задача такого музея - образовательная, просветительская, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях.
2. Это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать, что-то самостоятельно по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
Экспонатами мини-музея в детском саду могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Такие экспонаты являются главным учебным пособием в мини-музеях, их которые дети могут потрогать, пощупать.
Мини-музеи постоянно пополняться экспонатами и используются в работе с детьми дошкольного возраста.
Причина создания мини-музеев в ДОУ
заключается в том, что многие детские учреждения располагаются вдали от настоящих музеев. Посещение экскурсий детьми дошкольного возраста благоприятно влияет на развитие ребенка.
Мини - музей помогает коллективу ДОУ решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой.
Мини- музеи считаются разновидностью детского музея.
Цель создания мини – музея.
Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями
Задачи:
• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
• Формирование у дошкольников представления о музее
• Расширение кругозора дошкольников
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
• Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
• Развитие творческого и логического мышления, воображения
• Вовлечение родителей в жизнь детского сада
Этапы создания мини-музея.
• Подготовительный этап.
• Этап реализации.
• Обобщающий этап.
Подготовительный этап.
1. Выбор темы и названия.
2. Выбор места размещения мини-музея.
3. Планирование экспозиций.
4. Принципы построения экспозиции.
5. Разработка визитной карточки и паспорта мини-музея.
6. Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей.
1. Выбор темы и названия
- создание мини-музея планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, тема определяется педагогом, обсуждается с родителями и детьми;
- тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом;
- тема определяется спонтанно. В этом случае играет роль инициатива ребенка. Например, вопрос ребенка «Откуда берется хлеб?», либо приносит фотографии домашних животных.
2. Размещение мини-музея
При выборе места размещения мини-музея необходимо учитывать, чтобы полки с экспонатами располагались на уровне глаз ребенка.
2.1. Групповое помещение.
Это вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Однако расположение мини-музея в группе имеет и минусы:
- постоянный доступ к экспонатам имеют дети только одной группы.
- удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по поводу музейных тем.
Экспонаты могут размещаться на небольших стеллажах, в шкафчиках, на небольших полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке. Мини-музей природы рационально расположить в уголке природы, мини-музей гжели или хохломы - возле уголка творчества, мини-музей связанный с тематикой спорта - рядом со спортивным уголком.
2.2. Раздевалка.
Вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки - те же.
Важно, чтобы полки с экспонатами располагались не над шкафчиками для одежды, а были закреплены на уровне глаз ребенка.
2.3. Помещения для дополнительных занятий.
Помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых мини-музеев. Однако при оформлении мини-музеев в таких помещениях важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся.
2.4. Холлы.
Экспонаты могут находиться на отдельных полочках, в шкафчиках. Часть образцов может разместиться на стенах и потолке (если это безопасно). Групповые мини-музеи могут располагаться рядом с входом в группу. При таком расположении мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя и детей время. Рассматривать экспозицию могут все родители со своими детьми.
2.5. Территория.
На территории детского сада можно расположить музеи под открытым небом. Например, исторические и фольклорные. Такой музей может быть представлен русской избой, фермой, избушкой Бабы Яги и лешего, мельницей и т. п. На базе музея под открытым небом можно проводить фольклорные праздники.
3. Планирование экспозиций.
Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.
Экспозиции могут быть представлены разными группами, например:
1) по тематике: «Овощи», «Фрукты»», «Декоративные птицы»;
2) по материалу: «Кладовая земли»; «Загадки камней»;
3) по решаемой задаче:
- для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»);
- установления взаимозависимостей («От семечка до плода»; «Человек + природа = удивительные вещи»).
3. Принципы построения музейной экспозиции.
• Принцип деятельности и интерактивности
- дети могут играть с экспонатами, дополнять собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее. Для реализации этого принципа необходимо выделит в мини-музее уголок для самостоятельной деятельности.
• Принцип научности
- несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, экспонаты в нем должны достоверно отражать заявленную тему.
• Принцип динамичности и вариативности
- реализация данного принципа заключается в том, что мини-музей должен периодически меняться – по тематике, экспонатам, содержанию уголков самостоятельной деятельности. Если мини-музей расположен в группе, его содержание должно обновляться каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.
• Принцип разнообразия
- экспонаты в мини-музее должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.
• Принцип экологичности и безопасности
-оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности детей.
• Принцип непрерывности
-мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью, а деятельность ребенка отражает тематику занятий, экскурсий ит. п.
5. Паспорт мини-музея.
1. Визитная карточка:
– название мини-музея
– цель создания
– разделы и экспонаты
– фотографии
2. Оформление мини-музея
3. Уголок самостоятельной деятельности
Этап реализации
1. Оформление мини-музея
2. Формы работы с детьми в мини-музее.
1. Оформление мини-музея.
Так как внимание дошкольника еще недостаточно сформировано, эффективность всей работы мини-музея будет в немалой степени зависеть от того, на сколько удачно расположены экспонаты и от степени их привлекательности для ребенка.
Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Для этого можно использовать стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и т. д.
В горизонтальной одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции (предметы) одного наименования, отличающихся по окраске, форме, размеру. Таким образом, можно показать объект с разных сторон, сравнив его с другими.
В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально, а это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- размещение материала на настенных полочках,
- использование ширм,
- использование стендов (изготавливаются из картона любой формы, подходящей для размещения экспонатов, обтянутого тканью,
- использование мобиле,
- использование кубиков различной высоты, задрапированные тканью,
- размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках дерева.
Основная ошибка при организации мини-музея, это когда мини-музей превращается во фрагмент общего интерьера
2. Формы работы с детьми в мини-музее.
В ходе знакомства с экспонатами мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
1) занятия-экскурсии
2) занятия с элементами игры
3) занятия с творческими заданиями
4) исследовательская деятельность
5) продуктивная деятельность
6) самостоятельная деятельность
Обобщающий этап
• Что было сделано?
• Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)
• Что нового узнали?
• Что хотели бы еще узнать?
• С кем можем поделиться полученными знаниями?