Гребенкина Дарья
Консультация для педагогов «Игровые технологии в ДОУ для развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении.
Основная характеристика – понятность для собеседника.
Основная функция – коммуникативная.
Формы связной речи.
Диалог
-разговорная лексика и фразеология;
-простые и сложные бессоюзные предложения;
-кратковременное предварительное обдумывание.
Монолог
-литературная лексика;
-развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность;
-связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Основные характеристики связного развёрнутого высказывания:
-тематическое и структурное единство;
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
- произвольность, плановость и конспективность изложения;
- логическая завершенность;
- грамматическая связность;
- понятность для собеседника.
В раннем возрасте - слушать и повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Во 2 младшей группе - по образцу или предложенному плану могут составить описательный рассказ об игрушке, по вопросам может составить рассказ по серии сюжетных картинок или по простой сюжетной картинке. Легко запоминает и рассказывает небольшие стихи и потешки.
В средней группе дети могут пересказывать небольшие рассказы и знакомые сказки, составляют описательные рассказы об игрушке по предложенному плану. Могут составить рассказ по серии картинок. Рассказывают полюбившиеся стихи.
В старшей группе дети уверенно владеют диалогической и монологической формами речи. Могут пересказать краткий текст, составить рассказ по картинке или серии, опираясь на составленный план.
В подготовительной к школе группе дети владеют пересказом, в том числе с изменением лица рассказчика. Составляют рассказ по серии картинок, по сюжетной картине, из личного опыта, творческий рассказ. Сами могут составить план рассказа или пересказа текста.
По функции (назначению):
-описание;
-повествование;
-рассуждение;
-контаминация;
По источнику высказывания:
Монологи:
- по игрушкам и предметам;
- по картине;
- из опыта;
- творческие рассказы;
По ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок:
-по зрительному, осязательному или слуховому восприятию;
-по памяти;
-по воображению;
Приемы работы.
1. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель — развитие разных видов памяти: слуховой, зрительной,
двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения.
Этапы работы:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации.
3. Воспроизведение информации.
2. Внимание! Розыск!
В эту игру играют не меньше 5 человек.
Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
3. Рассказ «ИГРА»
Начинается это занятие со «спектакля», который разыгрывают мальчик и девочка из группы. Все действия «артистов» воспитатель оговаривает с ними заранее. Остальные дети наблюдают за действиями мальчика и девочки, сидя на стульях.
Рассказывает взрослый (по окончании спектакля, имена действующих лиц заменяются именами детей данной группы. Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Барби. Дети играли. Вопросы к рассказу.
Ответ дается полным предложением.
- Кто вошёл в группу?
- Куда вошли дети?
- Что взял Миша?
- Кого взяла Катя?
- Что катал Миша?
- Кого причёсывала Катя?
4.«КТО ИНТЕРЕСНЕЕ ПРИДУМАЕТ»
Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.
Оборудование. Флажки, значки.
Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол, например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.
5. «А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию. Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.