Анна Рольгейзер
Консультация «Повышение компетентности родителей в области музыкального развития детей с помощью совместной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Повышение педагогической
компетентности родителей в области
музыкального развития детей через
вовлечение их в совместную
деятельность»
В настоящее время используются разнообразные формы работы с родителями : встречи «За круглым столом», где родители на равных могут обсудить с педагогами волнующие их проблемы; «Вечера вопросов и ответов»; «Устные журналы, анкеты и др. В нашем детском саду мы используем такую форму общения - это «Проведение совместных праздников и развлечений» с использованием методов активизации родителей.
Публикация «Консультация „Повышение компетентности родителей в области музыкального развития детей с помощью совместной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Цель: - Повышение педагогической компетентности в области музыкального воспитания детей раннего возраста. - Привлечение родителей к полноправному участию в развитии музыкальности их детей.
Основными задачами были:
- Повышение педагогической компетентности родителей в области музыкального воспитания детей раннего возраста. - Формирование у родителей и детей умения общаться на основе сотрудничества;
Выбирая данную деятельность, важно помнить об определяющей роли родителей в становлении личности ребёнка как ведущей и приоритетной, так как, работая с проблемами детей, не будет положительного результата, пока не будет параллельно установлен контакт с родителями с целью развития у них навыков общения со своим ребёнком.
Наиболее часто встречаются проблемы, когда: - часто отношения супругов переносятся на ребенка, формируя и закрепляя только нежелательные для него моменты, поэтому про качество супружеских отношений забывать нельзя. - Не всегда родитель понимает ребенка в том контексте, в котором он пытается проявить себя. Родитель может слушать, но не слышать смысл изречений ребенка. - Родители воспринимают своих детей, в большинстве случаев, как продолжение себя, навязывая свои нереализованные потребности. Ребенок ими рассматривается как один из способов реализации личных амбиций. - Родители имеют дефицит информации о своём ребёнке.
Они часто не знают, как отреагировать на «музыкальность» своего ребенка, запрещают «играть» на импровизированных музыкальных инструментах (коим может являться дощечка, от дивана подушка, карандаши вместо барабанных палочек и т. п.). Примеров много в каждой семье. Отдельное слово о музыкальном репертуаре домашнего слушания, видео (RU-TV, «авторадио», и др.). Такая ситуация в семье приводит к взаимному непониманию и появлению дистанции в общении.
С приходом ребёнка в дошкольное учреждение и активным включением со стороны педагогов в музыкальную деятельность для большинства родителей самым ценным становится общее развитие их малыша, а также получение положительных эмоций в процессе обучения. И все надежды возложены на педагогов. Такая ожидаемая «ценность» не делает «дистанцию разрыва» меньше, до тех пор, пока специалисты дошкольного учреждения, прежде всего воспитатель, не вносит в совместный процесс воспитания, в частности музыкального, определяющих её членов – родителей.
Родителям необходимо объяснить, убедить:
1. Ранее проявление музыкальных способностей у ребенка говорит о необходимости начинать музыкальное развитие как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей у ребенка, будет невосполнимо.
2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Количественные накопления обязательно перейдут в качественные.
3. Не допустимо «приклеивать» ребенку «ярлык» - немузыкальный, если взрослые ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Особой важностью в решении этой задачи явился выбор методики работы с детьми, которая являлась бы эффективным средством для социальной адаптации ребёнка 1,5 – 5 лет среди сверстников, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом, для развития музыкальности в условиях детского сада и семьи. Таковым подспорьем явилась методика «Музыка с мамой», авторов Сергея и Екатерины Железновых. Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия музыки в весёлую обучающую игру.
Занятия весёлой музыкально - ритмичной деятельностью :
• Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.
• Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
• Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.
• Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских неврозов.
• Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.
• Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.
• Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления.
В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.
Принципы методики :
1. Родительское участие на занятии признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.
2. Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование и т. п.
3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.
4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.
5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.
6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких
песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.
Репертуар аудио и видео кассет, дисков предназначен именно для работы с детьми раннего возраста. Большая часть упражнений, игр, танцев написаны в форме хороводов. Детям 2-4 лет очень тяжело быстро строить круг, вести хоровод, поэтому необходима помощь взрослых. Но, как показывает практика, чем чаще это делаешь, тем лучше получается.
Народная педагогика всех народов пестовала круговые танцы, хороводы.
В современной жизни ощутим дефицит округлых форм. Только сейчас мы начинаем понимать, как необходимо круглое в нашей жизни. Ведь круг – это самая комфортная пространственная форма для организации контактов. В наше беспокойное время снова становится актуальным обращение к танцевальному опыту прошлого. В мире круговых танцев танцующие незаметно открывают для себя красоту танцевальных мелодий и ощущают себя причастными к единой культуре народов мира.
Хороводы – это один из видов обрядовых традиций. Это коллективное пение, веселье, грусть, слаженность, плавность, красота! А главное – это общение, единение.
Каждому человеку, особенно маленькому ребёнку, хочется быть «в центре событий». Важно, чтобы лица были обращены к нему. С каким увлечением отплясывают взрослые и дети в общем кругу, подчиняясь общему ритму, настроению и музыке. А главное – танцуя, и взрослые, и дети, постепенно оздоравливаются, становятся стройнее и красивее. Танцуя в кругу и видя перед собой хороший пример для подражания у детей развивается пластичность, выразительность движений, тренируются точность и ловкость, координация, развиваются воображение и эмоции. И не только у детей, но и у родителей.
Танцуя в хороводе, действия взрослого должны быть, направлены на то, чтобы дать возможность ребёнку почувствовать уверенность в собственных силах и побудить его к творческому самовыражению под музыку.
СЕРИИ ДИСКОВ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Диски предназначены для детей дошкольного возраста с самого их рождения. Во многих альбомах после пропевания песенки звучат нотки. Таким образом, дети смогут быстро освоить музыкальную грамоту. После песенок идет мелодия, так называемая, караоке-версия, под которую мама и малыш смогут петь самостоятельно.
Диски с колыбельными - русские народные колыбельные в традиционном исполнении, дополненные звуками живой природы – «Баюшки-баю», «Спи, дитятко», «Приди, котик» и др.
Диски с песенками – потешками - обеспечивают весёлое общение с взрослыми, способствуют физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию самых маленьких - «Потягушки», «С гуся вода», «Коза рогатая», «Аты-баты» и др.
Диски с пальчиковыми играми - развивают речь и мелкую моторику. Дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться – «Тук, ток, паучок», «Обезьянки», «Пчелки», «Поросята», «Червячки», «Улитка», «Рыбки», «Краб», «Перчатки».
Диски с подвижными играми – хороводы, марши, танцевальные движения, жмурки, салки учат малышей лучше осознавать различные ситуации и роли, принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, развивают эмоциональность, воображение, память, координацию движений и ритм, музыкальный слух и навыки общения – «Кошки – мышки», «Кто в тереме живёт», «Пугало», «Охотник и заяц», «Левая и правая», «Прятки», «Как котята» и др.
Диски с песенками – инсценировками - сопровождаются показом игрушек и несложными жестами, что способствует комплексному развитию музыкальных способностей, а также развивает память и внимание ребенка – «Наши ручки», «Едем – едем», «Два кота», «Мой зонтик» и др.
Диски с физкультминутками (жестовые и подражательные игры) - формируют двигательные навыки, способствуя хорошему физическому развитию, являются средством предупреждения сердечнососудистых заболеваний и неврозов. Развивают слух, зрение, речевую память, чувство ритма, устойчивое внимание, быстроту реакции и обеспечивают хорошее настроение. Упражнения собраны в специальные комплексы, объединенные игровым сюжетом, и включают в себя ходьбу, бег, наклоны, повороты, приседания – «Шарики», «Лягушата», «Автобус», «Воробушки», «Часы» и др. Диски со сказочками – шумелочками - для звукоподражания и музицирования на шумовых и детских инструментах. Развивают речь, внимание, слуховую память, мелкую моторику и воображение –«Трусливый заяц», «Зима в лесу», «Танец для мышки», «Дождь и радуга», «Страшный Пых», «Ветер», «Концерт на кухне или чей голос лучше» и др.
Диски с игровыми массажами – при проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Когда детям делается массаж, это обеспечивает их сенсорное развитие (они оценивают холод и тепло, характер прикосновения, направление движения, силу давления, гладкость или шершавость материала). Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Массаж влияет на физическое развитие, тонизирует или расслабляет, поднимают настроение - «Рельсы-рельсы», «Пёрышко», «Ежик», «Лошадка», «Дождик», «Мышки», «Мы пилим», «Барабан», «Дятел», «Маляр» и др.
В репертуаре Железновых есть диски с музыкальными сказками, аэробикой для малышей, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, по изучению алфавиту, обучению счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.
Все фонограммы серии "Музыка с мамой» прошли экспертизу Федерального совета и вошли в перечень награждённых дипломом Госдумы РФ и могут быть основой для эстетического и духовного развития детей.
Родители и педагоги даже без музыкального образования могут организовать игровой досуг для своих детей, используя музыкальный репертуар этой методики – «Музыка с мамой».