Наталия Попова
Описание методической разработки «Повышение компетентности воспитателей в области развития интеллекта у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Качественная реализация образовательных стандартов нового поколения требует от педагогов высокого профессионализма. Понимание значимости решения этой задачи актуализировало внимание к данной методической работе как к важному инструменту повышения квалификации, развития интеллектуальных, творческих способностей и инициативы педагогов, совершенствования учебно-воспитательного процесса в области развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Описание методической разработки „Повышение компетентности воспитателей в области развития интеллекта у детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вопросы профессиональной готовности воспитателей дошкольного учреждения к работе по различным направлениям воспитания, обучения и интеллектуальному развитию детей изучались в работах И. Зорило, У. Ш. Ибрагимова, З. И. Нестеровой и Л. О. Романовой, В. Н. Карташовой, Н. Л. Московской и Т. Н. Тарановой. За основу были взяты методические разработки кандидата педагогических наук Щепотина А. Ф., проанализированы научные статьи в данных направлениях:
О системном подходе к совершенствованию методической работы с педагогическими кадрами / А. Ф. Щепотин, А. П. Шеховцев // Среднее профессиональное образование. - 2001. - № 2. - С. 35-36
Эффективная система методической работы с педагогическими кад-рами / А. Ф. Щепотин // Профессиональное образование. - 2006. - № 8. - С. 27-28.
О психологическом содержании основополагающих аспектов развития инновационных умений преподавателей: [Профессиональная культура педагога] / А. Ф. Щепотин, С. Ю. Черноглазкин // Среднее профессиональное образование. - 2001. - № 12. - С. 44-46.
Форма учебной работы – проектная. В реализации проекта принимали участие 24 воспитателя МДОУ «Детский сад №12 «Звездный».
Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день следует рассматривать особо, так как в настоящее время при изучении го-товности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов.
В связи с этим появилась потребность в воспитателях, обладающих гибким и нестандартным педагогическим мышлением, способных анализировать и конструировать логику педагогического процесса в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, воплощать и создавать новые педагогические технологии.
Решая проблему повышения уровня компетентности воспитателей ДОУ к осуществлению развития интеллекта у старших дошкольников на базе МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный» были проведены диагностические исследования на выявление исходного уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Сравнив полученные результаты диагностического исследования кон-статирующего этапа, сделаны следующие выводы: пять воспитателей пас-сивного уровня и их профессионально-значимые знания, умения и навыки нуждаются в процессе повышения уровня сформированности всех выявленных компетенций, одиннадцать воспитателей находятся на поисковом уровне сформированности компетенций, восемь воспитателей находятся на прогрессивном уровне.
Таким образом, результаты диагностики показали, что уровень сформированности компетенций у воспитателей ДОУ, недостаточны для эффективной работы в направлении развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников.
Всё это актуализирует проблему необходимости повышения уровня компетентности, воспитателя дошкольного образования, к максимальному развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников, что и подтверждает актуальность выбранной темы.
Планируемые результаты данного проекта таковы:
• способность эффективного использования воспитателями системы развивающих игр, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
(С помощью развивающих игр на логику, пространственное воображение, внимание, мышление, у дошкольников формируются мыслительные дей-ствия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование. У них укрепляется интерес к играм, требующих умственного напряжения, интел-лектуального усилия, растёт желание и потребность узнавать новое);
• активизация работы по эффективному развитию речи у дошкольников, в том числе с помощью технологии продуктивного чтения-слушания (Чиндилова Н. В., учить их аргументировать свои высказывания, строить логичные умозаключения, обогащать и совершенствовать грамматическую правильность речи, развивать связную речь, воспитывать интерес к художественному слову;
(таким образом, овладение ребёнком языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления)
• осознать и реализовать тесную взаимосвязь между физической подготовкой и интеллектуальным развитием дошкольника : недостаток двигательной активности, слабость мышц, ограниченность двигательных умений и навыков ведут не только к потере ребенком физического здоровья, но и к невозможности полноценного формирования его интеллектуальной составляющей;
• способность формировать основу информационной культуры до-школьника и повышения уровня его интеллектуального развития за счет чёткого планирования этапов обучения и проведения методически грамотно подготовленных занятий различного типа;
• способность применять современные вариативные образовательные технологии для обучения старших дошкольников и диагностические методики для выявления уровня их интеллектуального развития, являющегося основой для определения степени готовности дошкольников к обучению в школе;
• способность создания воспитателями вариативных условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирования активности, инициативности и самостоятельности дошкольников в процессе осуществления совместной деятельности и игрового взаимодействия.
Педагогические задачи для их достижения:
• раскрыть сущность интеллекта старших дошкольников;
• выявить педагогические условия развития интеллекта у старших до-школьников;
• определить основные компетенции воспитателя дошкольного образо-вания, необходимые для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников;
• провести анализ проблемных зон в переподготовке воспитателей до-школьного образования к интеллектуальному развитию старших до-школьников;
• разработать программу повышения уровня компетентности у воспитателей дошкольного образования для развития интеллекта старших дошкольников и оценить её эффективность.
Оценка эффективности реализации проекта представлена диагностическим исследованием на контрольном этапе, полученные результаты занесены в таблицу, и представлены в количественным и процентном соотношении.
Формами реализации проекта являются: диагностические исследования, обучение воспитателей ДОУ новым методам и технологиям по специальной программе повышения уровня компетентности у воспитателей дошкольного образования, необходимой для развития интеллекта у старших дошкольников и сопровождение по внедрению полученных знаний в практику обучения и воспитания старших дошкольников.
Методы используемые для организации и реализации проекта:
• Словесные – консультации для воспитателей, индивидуальные беседы.
• Наглядные - работа с учебными наглядными пособиями, показ презентаций, проведение мастер-классов.
• Методы моделирования ситуации - создание вместе с педагогами мо-делей педагогических ситуаций, в которых они будут осваивать спо-собность проанализировать и оценить свою профессиональную дея-тельность со стороны, грамотно и квалифицированно подойти к разрешению проблемных ситуаций.
• Практические методы - посещение открытых занятий с последующим анализом и коллективным обсуждением педагогических приёмов и технологий обучения старших дошкольников.
Заключительным этапом проекта стало проведение контрольного диа-гностического исследования повышения уровня сформированности обще-профессиональных и профессиональных компетенций у воспитателей до-школьного образования для определения уровня их профессиональной го-товности к развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников
Анализ результатов контрольного этапа показал, что большинству воспитателей стал присущ прогрессивный уровень сформированности компетенций (20 педагогов).
Сравнив, полученные результаты диагностических исследований, на констатирующем и контрольном этапах, мы сделали следующие выводы:
• число воспитателей, находившихся на пассивном уровне констатиру-ющего этапа было равно 5, а стало равно 0;
• при наличии у воспитателя, успешно сформированых профессионально-значимых знаний, умений и навыков владения общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, опираясь на их базовые знания мы наблюдаем положительную динамику повышения уровня сформированности всех выявленных компетенций, что подтверждается количеством воспитателей на прогрессивном уровне;
• наблюдая большинство воспитателей на поисковом уровне констати-рующего этапа сформированности компетенций, обратим внимание, что при целенаправленном процессе повышения уровня компетентности по представленной программе, их уровень сформированности компетенций, на контрольном этапе, успешно повышается до прогрессивного.
В заключении стоит отметить что целенаправленная, планомерная и грамотно организованная работа по повышению уровня общепрофессио-нальных и профессиональных компетенций у воспитателей дошкольного образования, гарантирует повышение уровня профессиональной готовности воспитателей для осуществления процесса обучения и воспитания старших дошкольников, а так же развития их интеллектуальных способностей.
Попова Наталия Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» города Тамбова;
Петрова Ирина Игоревна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звезд-ный» города Тамбова