Папки-передвижки

Повышение педагогической компетентности родителей посредствам нетрадиционных форм работы

Наталья Клочкова
Повышение педагогической компетентности родителей посредствам нетрадиционных форм работы
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Публикация «Повышение педагогической компетентности родителей посредствам нетрадиционных форм работы» размещена в разделах

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Цель:

Обобщить опыт по системе работы по повышению компетентности родителей посредством нетрадиционных форм работы.

Задачи:

-повышение уровня родительской компетентности

-повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и их активности в отношениях с сотрудниками ДОУ

- заинтересованность в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребёнка.

-улучшение эмоционального климата в семье

Ожидаемые результаты

Повышения уровня психолого-педагогической грамотности родителей и культуры межличностного общения родителей.

Повышения степени включённости родителей в организацию образовательного процесс.

Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки друг друга.

Повышения уровня доверия и чувство расположения родителей к детскому саду.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования. На основе собранных данных я анализировала специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Я разработала для себя критерий, который отражал участие родителей в образовательном процессе. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях : посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели.

На основе этого я выделила следующие типы семей:

- активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей

- заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью воспитателя или специалистов

- равнодушные

Был составлен паспорт каждой семьи, который содержал статистические данные. На основании полученных данных были составлены социальные портреты семей.

Необходимо было найти инновационные методы работы с семьями, для того чтобы:

-повышение уровня родительской компетентности

-повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и их активности в отношениях с сотрудниками ДОУ

- заинтересованность в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребёнка.

-улучшение эмоционального климата в семье

Как заинтересовать родителей в совместной работе и сделать их участниками воспитательного процесса? Для этого я в своей работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные. Свою работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по четырё м направлениям:

1. Информационно-аналитическое.

2. Досуговое.

3. Познавательное.

4. Наглядно-информационное.

1. Информационно-аналитические ( например: Почта доверия», «Волшебный сундучок», «Ларец пожеланий и предложений».)

Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Родительская почта» - это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими «проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций как групповой, так и индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и проблемами, а мне подготовить материал к следующему собранию в новой интересной форме.

2. Познавательные ( например: практикумы, нетрадиционные родительские собрания, совместная работа по тематическому плану, проектам). Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.

Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, «Родительской почты», обязательно учитываю интересы родителей, это может быть и круглый стол, КВН, деловая игра или вечер вопросов и ответов или в практикума. В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить. Также с родителями и с детьми я провожу совместные экскурсии (музеи, в пожарную часть, музыкальная и художественная школа, библиотека). Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру и интерес к воспитанию детей.

3. Досуговые ( например: совместные праздники, досуги, развлечении, спартакиады; семейный театр, участие родителей в конкурсах, выставках, субботники - трудовые или хозяйственные)

Досуговая форма позволяет установить более тесный эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.

Кроме того это предполагает участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Например, «Мастер-класс» по изготовлению чего – нибудь или родители показывают, как они умеют вышивать, вязать крючком, спицами, также делятся любимыми рецептами или изготавливают из соленого теста разные игрушки, которые потом участвуют в конкурсах или выставках. Как показывает практика участие в таких мероприятиях (изготовления оберега, тестопластика) приносит много положительных эмоций и позитива.

Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Вместе с детьми и родителями мы обсуждаем темы выставок, что можно сделать на данную тему, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных и оригинальных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках.

В свою работу с родителями внедряю такую форму работы как, семейный театр. В процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, оформление зала, подготовка к театральным представлениям и т. д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей.

4. Наглядно-информационные ( например: сайты ДОУ и педагогов, выпуск стенгазеты, паспорт здоровья, открытый показ непосредственно образовательной деятельности для родителей, мини-библиотек информационные стенды, нетрадиционные дни открытых дверей.)

Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.

Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо пересматривать формы проведения родительских собраний. Для совершенствования проведения мероприятия можно использовать следующие нетрадиционные формы.

«Педагогическая лаборатория» - рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

«Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов. К примеру проблемы воспитания. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

«Собрание в виде деловой игры»

Цель: выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько, который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

«КВН»

«Вечер вопросов и ответов»

Цель: уточнить педагогические знания родителей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий [12].

«Семейные клубы»

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

«Педагогическая лаборатория» Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.

«Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.

«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме.

«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций

«Тренинговые игровые упражнения и задания»

Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я постоянно ищу новые формы сотрудничества с родителями., интересный материал для работы и собираюсь продолжать работу в данном направлении.

Публикации по теме:

Использование разнообразных нетрадиционных форм работы с родителями в детском саду В 2017 году набрав, группу малышей я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Проблема взаимодействия всегда.

Анализ опыта работы по формированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника Анализ опыта работы по формированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника Семья является первым и главным институтом,.

Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности детей с использованием коуч-технологий Здравствуйте, уважаемые родители! Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей.

Использование нетрадиционных форм работы по экологическому воспитанию Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Педагогический совет «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей» В марте в нашем саду состоялся педагогический совет и я выступала по теме: «Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения.

Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития посредством использования логоритмики Из опыта работы: «Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития через использование логоритмики» (воспитатель Воротилкина.

Проект «Использование нетрадиционных развивающих форм оздоровительной работы» Проект «Использование нетрадиционных развивающих форм оздоровительной работы». Тип проекта по характеру деятельности: практико – ориентировнаный.

Родительское собрание «Повышение психологической и педагогической компетенции родителей в области взаимодействия с детьми» «Повышение психологической и педагогической компетенции родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми»Повестка дня: 1. Вступительная.

Опыт работы «Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения ребенка к культуре родного города» Видео Представление своего опыта на городском круглом столе на тему «Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения ребенка к культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение педагогической компетентности родителей посредствам нетрадиционных форм работы
Опубликовано: 30 августа 2018 в 06:56
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение педагогической компетентности родителей посредствам нетрадиционных форм работы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Клочкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД