Зубова Татьяна
Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Детство современных детей очень отличается от детства их родителей и тем более от детства их бабушек и дедушек. Современные дети часто равнодушны к близким людям. При простой просьбе: «Подними, пожалуйста, карандаш», мы взрослые порой узнаем, что карандаш никто не бросал, он совершенно никому не нужен, что карандаш ничей. Дети не торопятся помогать собирать игрушки особенно дома, редко с первого раза слышат просьбы родителей. Мы растим мужчин, запрещая им быть сильными и мужественными. Редкая мама разрешит мальчику донести сумки из магазина, вдруг разобьет, тяжело… А как же помощники и защитники? Наши дети знают всё, на занятиях все наперебой отвечают, как надо делать и кого жалеть. А на практике…Мы часто встречается с эмоциональной, волевой и духовной незрелостью молодых людей. Проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения стала очень актуальной.
Публикация «Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Основная Цель - способствовать формированию у старших дошкольников нравственного сознания, развивать устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни
Задачами нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников являются :
Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Воспитывать уважительное отношение к окружающим; воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих;
Формировать бережное отношение к природе и всему живому; учить заботиться о младших, помогать им защищать тех, кто слабее;
Воспитание положительного отношения к труду; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;
Формировать элементарные знания о правах человека;
Формировать качества : сочувствие и отзывчивость
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников
Воспитывать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
Расширять представления о поведении в общественных местах. Об обязанностях в группе детского сада и дома;
Обогащать словарь детей вежливыми словами; побуждать в использовании в речи фольклора. Показать значение родного языка в формировании основ нравственности
Единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует. Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р. С. Буре). Как же вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, созерцать и ценить красоту окружающего мира, природу родного края; гражданина, знающего историю и культуру своей страны? По нашему мнению, дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут, поэтому в своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы, связываем воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка, нравственно-патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности.
Изучение экосистемы родной природы сначала территории детского сада, далее родного города позволяет ребёнку выработать активную жизненную позицию, приумножать богатства природы. Так на территории детского сада мы разбиваем новые клумбы, ухаживаем за маленькими посадками, активно участвуем в природоохранных акциях.
К проведению экологических акций, в нашем детском саду, относятся очень серьезно все взрослые. Потому что, в течение этих мероприятий, дети не только узнают что-то новое об объектах природы, но и становятся активными участниками. Они наблюдают, разучивают стихи, рисуют, лепят, ходят в гости к наблюдаемому объекту (елочке, изготавливают плакаты. Ребята вместе с родителями участвуют в конкурсе поделок. Дети учатся заботится о родной природе и с помощью художественной литературы - это сказки и рассказы, которые мы сначала читаем, а потом предлагаем детям придумать свои истории о жизни деревьев и животных.
Для дошкольника воспитание нравственно-патриотических чувств начинается с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Семья является первым и самым главным звеном в нравственном воспитании детей. Основываясь на интересе детей к своей семье, мы на родительском собрании предложили родителям изготовить семейный герб, родители откликнулись с удовольствием. Далее дети рассказывали своим товарищам о традициях своей семьи и безмерно гордились.
Одним из наиболее важных моментов в нравственном воспитании является умение оценить ситуацию, поступок, мотивы поступка с позиции хорошего или плохого, доброго или злого и объяснить свою оценку. Развитию этих умений способствует обращение к личному опыту детей посредством таких игровых ситуаций как: «Портрет героя», «Я похож, я отличаюсь», «За что меня можно хвалить, за что меня можно ругать», «Кто я? Какой я?». Эти ситуации способствуют развитию самоанализа и адекватной самооценки детей, умения определять собственные положительные и отрицательные качества, оценивать конкретные поступки и соотносить их с характером и поступками литературного героя. С помощью театрализованной деятельности нашими детьми разыгрываются сказочные баталии, дети репетируют диалоги, драматизируют придуманные ими сказки. Проигрывая, сюжеты разными персонажами дети учатся выбирать правильные социальные эталоны поведения.
Наша группа называется «Улыбка», это не потому, что мы всегда улыбаемся. А потому что мы стараемся научить детей дружить. Конечно, мы в основном играем, в этом то вся сложность. Играть с игрушками хотят все и сразу. А как договориться? Как уступить? Этим вопросам мы уделяем особое внимание. Потому что осознание себя в коллективе как члена, партнера, товарища дает ребёнку уверенность в своих силах, а значит воспитывает дружеские отношения. Мы стараемся привить детям добрые отношения к друг дугу не только на занятиях, а самое главное уметь ими воспользоваться в обыденной жизни. Основное правило оделся сам - помоги другу.
Мальчики помогают девочкам и наоборот. Оказание помощи друг другу выделено нами как формирование товарищеских отношений.
И так, подводя итог, следует сказать, ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Основная задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Природа родного дома, детского сада, родного края, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Мы считаем, что интегрированная педагогическая деятельность взрослых, учитывающая индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста позволяет развивать личность маленького человечка, формирует основу социального воспитания и осознание нравственных ценностей.