Лучший педагог года

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия — инновационный метод в работе с дошкольниками»

Татьяна Геннадьевна Боровкова
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия — инновационный метод в работе с дошкольниками»

Консультация для педагогов ДОУ на тему :

«Сказкотерапия – инновационный метод

в работе с дошкольниками»

Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые и ненавистные сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому совсем не удивительно, что в рамках такой науки как психология постарались мыслить и структурировать знания о сказках, и о их влиянии на психику человека. Так появилось направление психологической работы – сказкотерапия. С каждым днём сказкотерапия становится всё более популярной.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Сказкотерапия — инновационный метод в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. Суть метода- использование сказки как рабочего инструмента.

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребенка, ощущение пережитого чуда и праздника. Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым, больной-здоровым, дает малышу чувство внутренней защищенности. В настоящее время, сказка все чаще стала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношение между сверстниками,родителями и детьми и т. д., коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и др.

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, речи и др.

Сказкотерапия – лечение сказкой, новейшая здоровьесберегающая технология, личностно ориентированная на человека.

Сказкотерапия– направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими…

Каким образом, посредством сказкотерапии удается достигать таких целей?

Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира…

Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми : ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Сказкотерапия – это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Сказкотерапия - это один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии;

1. это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;

2. это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность;

3. это процесс активации ресурсов, потенциала личности;

4. это процесс объективизации проблемных ситуаций;

5. это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.

Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др. Сказка приобщает ребенка и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.

Виды сказок, используемые в качестве материалов для терапии:

Дидактически сказки - позволяют ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Ну, а кроме прочего - показать смысл и важность этого умения. Эта категория сказок призвана передать в доступной форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

Художественные (народные, авторские) - сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.

Психологические сказки- создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе. Она сосредоточится на ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ребенка и объяснит ему - зачем любить маму, зачем любить своих друзей и зачем вообще беречь свою молодую жизнь.

Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки ребенка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. В них отражаются проблемы ребенка: эмоциональные и поведенческие, тревоги, обиды, страхи и др. Вот, например, возьмём всем известную сказку про крошку Енота. Когда он скалился и кривлялся, смотря в ручей - ему казалось, что в ручье живёт чудище. Но как только он решил улыбнуться ручью, вместо чудища в ручье появился добрый и симпатичный друг. Здесь идёт речь о важности улыбки при встрече с миром - очень похоже на события обычной жизни.

Психотерапевтическая сказка –это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о философских понятиях «любовь», «добро», «гордыня»… Эти сказки жемчужина в короне сказкотерапии. Они обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение ребенка к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтические сказки - оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму.

Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет еще одной группе сказок – медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующему расслаблению.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников :

*Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

* Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

• Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу.

* Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликтов в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке.

* Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Методические рекомендации рассказывания сказок.

Дети очень любят слушать и рассказывать сказки. Некоторые сказки они готовы слушать несколько раз, каждый раз переживая за героев и воспринимая события сказки, изучая характеры персонажей. Однако, рассказывание сказок как сказкотерапевтический метод имеет свои особенности.

Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от третьего лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актерские умения навыки: «вжиться» в героев сказки и передать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты.

Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей.

Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, дети придумывают к ней продолжение.

Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу ( например: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т. д. Этот прием помогает:

развивать произвольную память;

развивать фантазию и воображение;

развивать умение выражать свои мысли;

развивать умение слушать.

Сочинение сказок

Каждый из нас, наверное, хотя бы раз в жизни сочинял разные истории, сказки, байки… Очень сложно ни с того ни с сего просто взять и сочинить сказку : нужна тема, главный герой, мораль – то ради чего можно стараться.

Сначала надо выбрать слово. Это слово может стать либо темой, либо героем нашей сказки. Закрыть глаза и попробовать представить себе картинку, в которой присутствовал бы образ выбранного нами слова. Это начало сказки. А теперь нужно представить, что могло бы нарушить эту картинку. Это будет конфликт нашей сказки.

Если мы проделаем эти шаги, то будет совсем нетрудно связать увиденные нами ситуации и сочинить сказку.

Как придумывать сказки

Это только общая схема:

Где, как, когда появился главный герой.

Какой он. (В некотором царстве….,родился прекрасный…., он обладал удивительными качествами…)

Происшествие. (Все было хорошо, но однажды…., И вот в одну из ночей в королевство явился… и произошло)

Здесь вы можете представить некоего злодея, который делает некий поступок (очень похожий на неприятный инцидент, случившийся с ребенком)

Герой отправляется на борьбу со злодеем.

(Ребенку в сказке легче абстрагироваться от своего поступка, в жизни он начинает думать, что он плохой, а не его поступки, в этом ему способствуют некоторые взрослые)

На пути он приходит на помощь нуждающимся и обретает друзей помощников.

С помощью друзей герой побеждает злодея. (Это могут быть новые качества или новые модели поведения для ребенка, вера, сила любви, преданность и т. д.). Победа происходит через раскаяние злодея и прощения со стороны героя.

Герой возвращается домой с новыми приобретенными качествами, т. е. с друзьями и вместе все зажили счастливо.

Для девочек сюжет будет отличаться, т. к. женщинам не свойственно сражаться со злом, но свойственна хитрость и благоразумие.

Постановка (разыгрывание) сказки

Многие из нас любят театр. Драматизация хороша сама по себе, а в рамках сказкотерапии, с заложенной победой добра и сказочной атмосферой, она показывает себя, как один из наиболее успешных коррекционных и развивающих приемов.

Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, ему видится целый спектакль. Оживляя «куклу», ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок учится корректировать свои действия, у него улучшается кукловождение. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Сказочное рисование

Все сказки, сказочные герои и сказочные сюжеты можно рисовать. Например: «В какое сказочное существо я бы превратился», «Моя семья в образах сказочных героев», «Дождь в сказочной стране», «Мой маскарадный костюм» и др. Эти рисунки помогают специалистам исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность.

Медитации на сказку

Под музыку рассказывается медитативная сказка, дети находятся в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии. Цель – снять напряжение, достигнуть эмоционального равновесия.

Так же во время медитации ребенок может перевоплощаться (в животных, камень, дом, полотенце и т. д., погружаться в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь, изображать растения, выполнять упражнения с зеркалом (мимика).

Сказочная имидж-терапия

В жизни все мы играем различные роли. Смысл сказочной имидж-терапии – мгновенное преображение. Надевая костюм, человек начинает чувствовать себя соответственно выбранному образу и нередко открывает в себе новые способности и творческий потенциал.

Для детей свойственно себя идентифицировать с различными героями. Очень хорошо, если в группе есть множество костюмов и аксессуаров, чтобы ребенок мог завершить свой новый образ. Ведь в сказочном образе из скромной простушки на нас может взглянуть королева, полная самолюбия и коварства; волшебник, который еще не определился – волшебник он или колдун. Или, наоборот, основательный и распланированный своими родителями ребенок с удовольствием превращается в королевского шута.

Условия пространства и времени

Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки, психологической разгрузки).

Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, мягкий палас в центре комнаты, подставка для музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание ребят.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах длительность сказкотерапии 15-20 минут. В старшем дошкольном возрасте продолжительность может достигать 25-30 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Эти занятия с использованием сказок, предоставляют ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.

Расшифровка сказок это творческий процесс.

В одной и той же сказке можно увидеть много разных смыслов. Потому то много мнений, и многие из них противоречат друг другу. Чтобы правильно рассказывать детям сказки, нужно понимать о чем они. Попробуем расшифровать, например, некоторые русские народные сказки и понять, какой же смысл народ в них заложил.

О русских народных сказках

Колобок

Кто такой Колобок? Это маленький ребенок, который поскорей желает узнать устройство жизни. Его дорожка в лесу, по которой он катится, ничто иное как жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок этой сказки в том, что колобок, не спросив разрешения взрослых, ушел из дома.

И, конечно, именно поэтому сказка так плохо для него закончилась. Мир огромен, он и хорош и прекрасен, но в нем есть и опасность, нужно быть внимательным и слушаться старших, тогда опасность минует тебя.

Кроме того, обратите внимание на речь колобка, его самоуверенность — она очень точно передает завышенную самооценку дошкольника. Самоуверенный он теряет бдительность и попадает в опасность.

Также можно обратить внимание на то, что наш колобок использует одну и ту же модель поведения со всеми, ведь она была успешной. Дети в коллективе занимают каждый свою позицию и прекрасно себя в ней чувствуют, но появляется, например новый лидер и популярность первого заметно снижается. Потерял бдительность колобок из-за своих успехов, не разглядел в лисе опасности и вот — уже съеден (свергнут). Жизненный урок кроется в том, чтобы вовремя сменить позицию, выбрать оптимальную для новой ситуации. Хорошо тренируют ребенка в этом плане театральные постановки. Сегодня ты играешь за волка, завтра за поросенка.

С другой стороны, мы видим, что колобок несет в себе свое предназначение, а оно заключено в том, чтобы быть съеденым.

Ведь бабушка его для этого испекла. И колобок его выполнил. А жизненный урок в том, что у каждого есть свое предназначение и он должен его выполнить.

Для более взрослого ребенка, например младшего школьника, к этим первым урокам добавляется новый. Заключается он в том, что придет время и ты сам отправишься исследовать мир, и на пути тебе будут встречаться разные типы людей. Сказка предупреждает, что есть люди-зайцы, люди-волки, люди-медведи, а еще есть самые сложные — люди-лисы. Будь внимателен, изучай людей, приглядывайся к ним, меняй свои позиции общаясь с каждым из них, но держи в себе свой стержень, свою изюминку.

Есть и другой вариант. Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки. Они — о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Оказывается, в сказке про Колобка в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…

Репка

Традиционное толкование сказки : в большом деле важна взаимовыручка и взаимопомощь. Не стоит пренебрегать даже малой помощью мышки — и она может пригодиться. Вместе дружно можно справиться с любой задачей.

Есть вариант, что это еще одна астрологическая сказка о луне, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.

Заюшкиная избушка

В сказке детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.

Вот такие вот смыслы скрыты в русских-народных сказках. Про образы Ивана-дурака и Бабы-Яги можно читать и обсуждать на форуме. Разбираться и копаться можно не один вечер! А лучше всего делать это вместе с ребенком! Может быть он поймет то, чего взрослые понять не в состоянии?

Сказка о курочке Рябе

Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли? Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Издревле существует сакральный смысл в битье и поедании яиц — не случайно есть такой обычай - на Пасху бить и есть яйца (хотя обряд битья, возможно, связан еще и со смертью Кащея, т. е. зла). В любом случае — яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое», т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.

Петушок — Золотой гребешок

Это сказка о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.

А еще на примере доверчивого петушка можно объяснить ребенку, что не стоит разговаривать с незнакомыми на улице и т. д.

Как читать сказки ребенку?

Можно найти в доме фигурки или сделать их самим, нарисовать вместе с ребенком декорации и попробовать поставить мини спектакль по сказке. Например, Вы читаете сказку, а малыш действует фигурками. Останавливайтесь и спрашивайте ребенка, а почему этот герой так поступил, какое у него настроение, что он чувствует, когда с ним это произошло…

Не нужно ничего разъяснять ему, особенно скрытый смысл. Вы можете сказать : мне кажется, что этот герой, так себя повел, потому, что, а как ты думаешь?

В конце сказки спросите ребенка, а хочет ли он что-нибудь изменить в сказке? Предоставьте ему такую возможность.

Расшифровывать сказки полезно предлагать ребенку, мы родители, можем для поддержания интереса приводить свои домыслы, но это не значит, что они единственно верные.

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Интерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольниковИнтерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольников «Интерактивная песочница - инновационный метод в образовательном процессе дошкольников. " Информационные технологии становятся неотъемлемой.

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия — инновационный метод в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 14:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия — инновационный метод в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Геннадьевна Боровкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД