Оксана Романенко
Консультация для педагогов ДОУ «Создание развивающей предметно-пространственной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
РППС
Одним из необходимых условий в обучении и воспитании детей в ДОУ является проектирование развивающего пространства. Развивающая предметно-пространственная среда – это система условий, которые обеспечивают всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Создание развивающей предметно-пространственной среды“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Проектируя развивающую предметно-пространственную среду, я руководствовалась требованиями, которые предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде федеральным государственным образовательным стандартом. Разделение группового пространства вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.
При организации предметно-пространственной среды в групповом помещении, в спальне, в раздевалках, я стараюсь учитывать то, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребё нка:
-закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья;
-коммуникативные особенности;
-уровень общего и речевого развития;
-эмоционально-потребностную сферы.
Не менее важным при организации РППС является и зонирование помещений. Я четко продумывала и создавала таким образом, чтобы материалы, которые стимулируют развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Я учитывала различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т. д. Для каждой возрастной группы создаю условия для самостоятельной деятельности детей (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, самостоятельной, исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы и др.) которые реализуются в центрах, содержащих разнообразные материалы для развивающих игр и занятий :
- Центр двигательной активности.
- Центр игры.
- Центр безопасности.
- Центр науки и природы.
- Речевой центр.
- Центр книги и театра.
- Центр творчества.
- Центр психологической разгрузки.
Центр двигательной активности – содержит оборудование для организации самостоятельных подвижных игр, соревнований, использование оборудования для развития дыхания, профилактики плоскостопия (дорожки «здоровья», тактильные дорожки, предметы для самомассажа, атрибуты для подвижных игр, картотеки подвижных игр, схемы оздоровительных процедур (точечного массажа, зрительной гимнастики). Здесь же- спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи и др.
Центр игры – игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр. В младшей группе данный центр имеет «развернутый» характер и выступает в качестве стимула для игровой активности детей. В старшем возрасте игровое оборудование представлено в тематических контейнерах, с помощью которых дошкольники получают возможность для самостоятельного развертывания игры и организации игрового пространства. Игровой материал подбирается с учетом гендерного подхода. Центр наполнен книгами с иллюстрациями, альбомами «Транспорт», «Профессии», иллюстрациями сюжетными картинками по теме «Семья», «Строительство», «Детский сад», «Магазин», игрушками и игровым оборудованием. Есть художественный материал, бросовый материал, ткань для изготовления атрибутов сюжетно–ролевых игр.
Центр безопасности – дидактические игры на формирование безопасного поведения ребенка в быту, в природе, на дороге, наборы дорожных знаков.
Центр науки и природы представлен дидактическими играми и пособиями, позволяющими реализовать задачи математического, интеллектуального (память, внимание, мышление, экологического развития дошкольников в самостоятельной деятельности. Представлен конструктор разных видов (большой, крупный, модульный – для детей младшего возраста; Лего, металлический, деревянный – для детей старшего возраста); схемы для самостоятельных построек. А также дидактические игры, формирующие четкие и устойчивые представления детей о социальном мире.
В этом центре содержатся и оборудование для детского эксперименти-рования с водой, песком; природный материал: шишки, косточки, ракушки, семена; календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными; литература природоведческого содержания, иллюстрации с животными.
Речевой центр наполнен дидактическими играми по речевому развитию (по звукопроизношению, лексике, развитию связной речи, иллюстрациями к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам, стихотворениям, картинками-путаницами, картинками-загадками, наборами разрезных картинок, художественной и познавательной литературой.
Центр книги и театра. Здесь представлены книги для чтения (сказки, рассказы, познавательные книги (энциклопедии, книжки-малышки, сказки, песенки, потешки, загадки, считалки; рассказы в картинках, портреты писателей и поэтов, различные виды театров: настольный, пальчиковый театр, игры типа «Чудесный мешочек». Другой элемент среды – сказочные герои, «живущие» в группе побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т. п.). Побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания людей созданы различные виды театров: пальчиковый, театр на рукавичках, «би-ба-бо», настольный театр, стендовый театр, костюмы для игр-драматизаций.
Центр творчества включает в себя дидактические игры для развития художественного вкуса, материалы для самостоятельной творческой деятельности, конструирования и ручного труда (пластилин, краски, кисточки, бумага, ножницы и т. п., образцы (игрушки, бытовые предметы, предметы народных промыслов). В Центре творчества я расположила музыкальные инструменты.
В исследовательском центре я оборудовала лаборатории и оснастила их емкостями для исследования (воды, теста, песка, глины, муки, дополнила разнообразными предметами для проведения опытов (воздушные шары, пинцеты, трубочки, ракушки и т. д.) все это обеспечивает познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов.
Электронные, механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор.
Все материалы центров доступны детям и периодически обновляются, при этом разграничены места хранения и использования материалов. Распределение по центрам сохраняется во всех возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту детей.
Главная задача воспитателя любого ДОУ – создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам. Одним из таких важнейших условий является развивающая предметно-пространственная среда (РППС, построению которой надо уделить особое внимание.
Предметная среда, которая окружает детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого, воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка. Поэтому создавая РППС нужно знать особенности развития каждого ребенка, и учитывать влияние среды на развитие и формирование личности.
Таким образом, вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды очень актуален!