Ольга Затонская
Консультация для педагогов ДОО «Условия поло-ролевого воспитания ребенка»
▼ Скачать +Заказ
«Условия поло-ролевого воспитания ребенка»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах полового воспитания детей.
Публикация «Консультация для педагогов ДОО „Условия поло-ролевого воспитания ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Половое воспитание – важная составляющая нравственного воспитания, требующая от взрослых особого такта и внимания.
В этом процессе ошибочными являются наиболее распространенные подходы:
- подача ложных представлений;
- подавление проявлений сексуального развития.
Такие ошибки являются, как правило, следствием некомпетентности взрослых, которая может проявляться в следующих моментах:
1. Незнание особенностей психосексуального развития ребенка;
2. Неадекватная реакция на проявление психосексуального развития;
3. Неадекватные установки взрослого на взаимоотношения полов.
За коротким словом «пол» кроется множество смыслов: родовая принадлежность, сексуальность, психологические особенности и социальные отношения мужчин и женщин.
Нередко мы с вами задаем такие вопросы как: что значит быть мужчиной или женщиной? Что отличает меня от людей противоположного пола? Умеем ли мы строить с ним, с противоположным полом, отношения?
Подобные вопросы встают и по поводу закономерностей поло-ролевого развития детей дошкольного возраста. Возникает вопрос, что это такое, какое значение имеет половая идентификация ребенка, как происходит половое, сексуальное развитие, воспитание (и вообще, нужно ли оно)
Каковы пути решения данных проблем?
1. Осознание детьми половой принадлежности, роль взрослых в половой идентификации ребенка, психологические отличия мальчиков и девочек.
2. Половая принадлежность : выбор игровой роли и игрушки, формирование образа тела.
3. Сексуальное воспитание в дошкольном возрасте.
Одним из факторов, определяющих особенности развития личности, является чувство половой принадлежности.
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - осознание человеком себя как представителя определенного пола, входит в структуру самосознания и оказывает влияние на формирование интересов, ориентаций на будущее, поведение.
Самосознание - самоощущение, узнавание себя в зеркале, выделение себя из мира взрослых, возникновение системы «Я» - возникновение внутренней позиции ребенка.
Самосознание имеет следующую структуру:
-имя собственное
-половая идентификация
-осознание себя во времени
-отношение к правам и обязанностям
-притязания и признания
-самооценка
Чувство половой принадлежности проходит сложный путь развития и имеет свои специфические особенности в дошкольном возрасте.
Конечно, предопределенный биологически пол новорожденного вызывает соответствующие реакции окружающих, проявляющихся, например, в выборе цвета белья для него, в отношении отца и матери к ребенку. Отнесение ребенка к определенному полу задает программу взрослым, сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, им необходимо его воспитывать.
К 1,5 годам
• ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» или «девочка»
К 3 годам
• половое самосознание складывается в период формирования комплекса «Я».
К 5-6 годам
• как принято считать, ребенок формирует половую идентичность уже не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения. К этому времени он понимает, что пол - это навсегда Ребенок начинает сознательно регулировать свое поведение - выбор игр, партнеров в соответствии с половой принадлежностью.
В процессе социализации происходит усвоение ребенком механизмов поло-ролевого поведения через механизм идентификации (уподобление себя кому-либо) и подражания.
- Где чаще всего происходит усвоение ребенком ценностей своего пола, и почему?
Усвоение ценностей своего пола чаще происходит в соответствии с правами и обычаями среды, в которой он живет. А понятие «среда» для малыша - это «семья».
Именно в семье и происходит половая ориентация формирующейся личности. Главное, чтобы она была правильной, чтобы не нарушалась нормальная половая идентификация. Если в семье доминирует мать (отец в позиции подчиненного, подчинения) у мальчика затруднено формирование мужских черт характера.
Взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка его половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его на то, что значит быть мальчиком или девочкой (мальчикам разрешают больше проявлений агрессивности, поощряют активность, инициативность, а от девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности).
Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола, его признаки.
Половая социализация, обучение ребенка половой роли всегда обуславливается моралью и обычаями общества, культурой, которые определяют представления о том, какими качествами должны обладать мужчины и женщины, их специфические права и обязанности.
Стереотипы мужского и женского поведения входят в «психологию» ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин.
В первую очередь ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Нередко индивидуальные особенности человека ребенок принимает за признаки, присущие определенному полу.
Дошкольники, независимо от оценок своих близких, уже с 5 лет подражают преимущественно тем родным, которые являются представителями того же пола, что и ребенок, к которым они проявляют свою привязанность.
Половая принадлежность - выбор игровой роли, игрушки, формирование образа тела.
В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности общения у мальчиков и девочек. Осознание ребенком своей принадлежности (половой) определяет в старшем дошкольном возрасте содержание игр, выбор игрушек, партнеров по общению. Обнаруживается так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола (мальчики выбирают мальчиков, девочки - девочек).
Наблюдения за дошкольниками в детском саду показали, что в играх они группируются в основном по признакам пола. Чувство ролевой принадлежности определяет распределение ролей в играх (особенно в сюжетно-ролевых). Выбранные игровые роли отражают социальные стремления детей разного пола. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх (реализовывают свои притязания на победу, лидерство). Выбор игрушки отражает действенное проникновение детей в специфику «мужской» и «женской» деятельности.
Формирование образа тела
К концу дошкольного возраста ребенок осознает (необходимость) необратимость половой принадлежности. В этом возрасте образ тела возникает у ребенка с его общими познавательными интересами, когда он вдруг начинает интересоваться изучением телесной организации людей и своей собственной (ребенок переосмысливает наименование «девочка» или «мальчик» в связи со своими половыми особенностями). Ребенок непосредственен в любопытстве к своему телу и половым органам.
Сексуальное воспитание в старшем дошкольном возрасте:
1. Ребенок проявляет непосредственный интерес к своему телу, к своим органам (здесь необходимо грамотное сотрудничество с ребенком по формированию здорового отношения к половым различиям и отношению полов. Существенную роль в этом играет Семья)
2. Необходимо удовлетворять естественное любопытство ребенка к своему происхождению (соблюдение необходимого такта в общении с ребенком, учет его возрастных и психологических особенностей)
Вывод:
Все варианты детского поведения и умозаключений предусмотреть невозможно, поэтому важно прежде всего помнить о том, что интерес к телесному устройству есть у всех детей. А удовлетворение потребности в информации отвечает познавательной активности ребенка и входит необходимой частью в процессы поло-ролевой ориентации. У большинства детей к концу дошкольного возраста этот интерес снижается. Но чем позже этот интерес будет удовлетворен, тем больше будет вероятность эмоционально-негативной окраски воспринятого.
В динамике формирования половых ролей и половой идентичности у дошкольников можно выделить три основных периода:
половых различий - номинативность пола - половая идентификация.
Критические точки приходятся на 3 года (первая половая идентификация)
5- 6 лет - система половой идентичности
Поэтому до 5-6 лет, пока не сформирована система половой идентичности, ее формированием легче управлять в ходе воспитания, определяющего поло-ролевое самоотношение, поло-ролевую типизацию поведения. Но после 5-6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны системы половой идентичности уже гораздо менее эффективны. Вот почему так трудно бывает после этого возраста исправлять погрешности поло-ролевого развития.