Мурчина Надежда Валерьевна
Дидактические игры с использованием ТРИЗ-технологии в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
"Нет ничего проще,чем изучать то,что интересно"-эти слова приписывают известному учёному Альберту Энштейну,человеку,привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Как помочь человеку вырасти творческой личностью? С помощью ТРИЗ -технологии стало возможным развитие творческого воображения,фантазии,умения логически думать,принимать правильные решения,находить выход из любой ситуации. Используя в работе по развитию речи игры и игровые упражнения с использованием творческих задач,педагог стимулирует у дошкольников:
Публикация «Дидактические игры с использованием ТРИЗ-технологии в развитии речи детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
-Повышение уровня речевой активности детей;
-Развитие звуковой культуры речи (звукопроизношение,словарь,грамматический строй речи,связная речь);
-Появляется опыт сознательного анализа языкового материала;
-Овладение умениями сравнивать и обобщать;
-Развитие коммуникативных навыков,психологическая раскованность и уверенность в себе.
То,как дети будут успешны в игровой деятельности,будет зависеть от педагога,от его грамотного руководства. Каждый день работы с детьми-поиск,нужно стараться не раскрывать детям истину,а учить её находить.
1."По кругу"
Цель:автоматизация определённого звука.
Оборудование:предметные картинки с отрабатываемым звуком.
Ход игры:
Вариант 1:
Дети сидят вокруг стола. В руках у педагога стопка перевёрнутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку,например "шубу",и придумывает какое-нибудь словосочетание,предположим: "шуба тёплая", "Шуба новая", и пр. -поочерёдно говорят участники игры,передвигая картинку по кругу. Игрок,назвавший последнее словосочетание,оставляет картинку "шуба" у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Вариант 2:
Педагог поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку. Педагог выкладывает на середину стола любую картинку,например "кошку".Первый игрок должен составить простое предложение,используя слово "кошка" и слово,проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово "шубка"): "У кошки пушистая шубка. " Наложив "шубку" на "кошку",первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры,которому необходимо соединить слово "шубка" с первым словом в своей стопке и т. д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладёт их в свою стопку снизу, а следующему игроку передаёт только одну верхнюю картинку. Победителем становится тот,кто первым избавляется от своих картинок.
2."Подбери"
Цель: развитие словаря,грамматического строя речи.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры:
Ведущий берёт предметную картинку и не называя её,сравнивает с другими предметами по цвету,по форме,по размеру и т. п. Таким образом дети подводятся к первой модели составления загадок: " какой,кто или что бывает таким же?", т. е. к подбору сравнений. например,о снеге может получится вот такая загадка:
Холодный,как мороженое,
Нежный,как мамины руки,
Белый,как сахар,
Сверкающий,как звёзды.
3."Исправь ошибку"(словесная игра)
Цель: развитие грамматического строя речи.
Ход игры:
Взрослый произносит предложение,в котором сопоставляются два предмета (объекта).Ребёнку необходимо исправить ошибку,предложив два правильных варианта суждения. например: "Мел белый,а сажа жидкая.
В первой части сравнения сказано о цвете,а во второй части-о твёрдости. Правильно будет так: мел белый,а сажа чёрная или - мел твёрдый,а сажа мягкая.
Примерный речевой материал:
-Внучка маленькая,а бабушка старенькая;
-Ослик Иа большой,а Винни-Пух толстый;
-Лиса хитрая,а Колобок жёлтый;
-Гулливер высокий,а Дюймовочка маленькая;
-Заяц серый, а петушок смелый;
-Винни-Пух любит мёд,а Пятачок розовый;
-Дюймовочка лёгкая,а ласточка большая.
-У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые;
4."Дразнилка"
Цель: развитие словаря,грамматического строя речи.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры:
На столе разложены предметные картинки. Не произнося настоящих названий картинок,ведущий даёт им шуточные имена-дразнилки.
Примерный словарный материал:
Смотрелки,плакалки,моргалки, подмигивалки и др---глаза.
Каталка,возилка,скакалка,ржалка,цоколка---лошадка.
Забивалка,ударялка,стучалка. молоток.
5."Сказка наизнанку"
(умышленное "выворачивание наизнанку" сказочной темы.
Цель: развитие связной речи.
Оборудование: предметные картинки,"Теремок"(коврик или детский домик)
Ход игры:
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик и т. п. ,а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
-Тук,тук,кто в теремочке живёт?
-Я,гитара. А ты кто?
-А я-удочка. пусти меня в теремок?
-Если скажешь,чем ты на меня похожа,то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка,выявить общие признаки и назвать их. Например,и гитара и удочка сделаны из дерева. Или у гитары и у удочки есть струна. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку. и вступает в игру следующий участник игры,или тот же участник берёт другую карточку из колоды. И так. пока все карточки не окажутся в теремке,и ведь правда,все изображения чем-то похожи на гитару. Можно играть немного по-другому-всё время меняя хозяина теремка. Сначала гитара-хозяин,потом гость удочка становится хозяином и так далее.