Оксана Кирьянова
Консультация для педагогов «Дидактические игры для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры для детей»
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Фребель высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактических игр воспитатель приучает ребенка самостоятельности, мыслить, решать умственные задачи.
Публикация «Консультация для педагогов „Дидактические игры для детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую -это повышает его умственную активность. Формируется нравственные представления о бережном отношении к игрушкам, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В формировании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Значение правил велико, если они выполняются сознательно, ребенок управляет своим поведением. Поэтому необходимо объяснять правила, создавать к ним интерес до начала игры.
Дидактическую игру можно разделить на несколько стадий.
1 стадия. Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. В этой стадии -воспитатель заинтересовывает детей игрой, создает положительное ожидание новой интересной игры.
2 стадия. Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, справедливо оценивает поведение детей в игре.
3 стадия. Ребенок уже знакомый с правилами игры проявляет свое творчество, он становится ее организатором. С таким ребенком дети охотно вступают в игру.
Выполнение правил игры требует от детей выдержки, дисциплинированности. Многие игры имеют и запрещающее правила. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости. Роль воспитателя заключается в оценке детского творчества. Объективная оценка педагога является необходимым условием эффективности дидактических игр.
Дидактические игры условно делятся на три вида:
1. Предметные игры - это игры с народной дидактической игрой (с мозаикой, различными природными материалами, к народным дидактическим игрушкам относят : шары, пирамиды из одноцветных и разноцветных колец. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание. Развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
2. Настольно-печатные игры-направлены на уточнение представлений об окружающем, развивают мыслительные процессы (анализ, обобщение, классификацию). Настольно-печатные игры могут быть разделены на насколько видов: парные картинки, лото, домино. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу-развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.
3. Словесные игры - развивают внимание, сообразительность, быстроту реакций. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: отгадывают по описанию, группируют предметы по различным свойствам, признакам. В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Структура дидактической игры состоит из задачи, игровых правил, игровых действий.
Подготовка к проведению дидактической игры :
1. Нужно определить задачу воспитания;
2. Учитывать время;
3. Выбор места, где дети могут спокойно играть;
4. Подготовка дидактического материала.
При поборе дидактического оборудования следует учесть возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Большее внимание уделяется мимике и жестам педагога, эмоциональной выразительности речи. Дети чутко реагируют на выражение лица, на взгляд, улыбку воспитателя.
Подводя итоги игры воспитатель, как правило, отмечает положительные стороны: играли дружно, научились новому, убрали игрушки на свои места.