Наталья Пищаева
Консультация для воспитателей «Дидактические игры в экологическом воспитании детей первой младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме общаются с природой. Им нравятся бабочки, жуки, пти-цы, звери, хлопья снега, ручейки и лужицы. Мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре,–. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, влияют на отношение человека ко всему живому.
Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактические игры в экологическом воспитании детей первой младшей группы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наблюдая за природой у детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.
«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их послед-ствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспи-тании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьез-ных руках», - писал профессор М. Камшилов.
Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разо-рять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.
Для образования используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.
Экологические игры бывают :
• Предметные;
• Настольно-печатные;
• Словесные игры ;
• Подвижные игры ;
Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповто-римость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Исходя из этого, можно предположить, что дидактические игры эколо-гического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения до-школьниками представлений о правилах поведения в природе, но и их со-блюдение в реальном взаимодействии с природой.
Игра занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и яв-лениям природы
Предметные игры по экологии — это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами.
В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи : расширять и уточнять знания детей, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи, воспитывать произ-вольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения от-дельных внешних признаков.
Вершки – корешки.
Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — ко-решки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и кореш-ки.
Материал: два обруча, игрушки овощей.
Ход игры. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у которых используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.
Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержа-нию, обучающим задачам, оформлению. Например:
«Собери букет».
Цель: развивать зрительное восприятие и внимание; совершенствовать навыки соотнесения и различения цветов; формировать умение называть цве-та.
Материал: картинки вазы и цветов разные по цвету.
Ход игры : На столе лежат разноцветные вазы и цветы. Ребенок должен в каждую вазу поставить букет такого же цвета, что ваза.
«Чей домик?»
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания, развивать мелкую моторику.
Материал: Карточки с изображением диких и домашних животных и кар-точки с изображением жилищ этих животных.
Ход игры : у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением жи-вотного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, соединив пазл.
.
«Собери картинку»
Цель: Развивать произвольное внимание у детей, мелкую моторику, нагляд-но-образное и логическое мышление, память, воображение, учить восприни-мать и осмысливать целостный образ картинки.
Материал: Разрезанные картинки животных.
Ход игры : Перед ребенком разложены в беспорядке детали картинки. Перед ним рамка, в которую нужно собрать распавшуюся картинку.
«
).
Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Они проводятся с целью за-крепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобще-ния и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразитель-ность, быстроту реакции, связную речь.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры : Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч об-ратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т. д.
«Найди, о чем расскажу»
Цель: учить находить предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Угадывание растения по описанию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.
Материал: Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры : Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус За-тем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок.
Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Дети, подражая действиям, имитируют звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмо-ционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
«Найди цветок для бабочки»
Цель: воспитывать у детей внимание; упражнять детей в умении различать и называть основные цвета; продолжать формировать у детей интерес к игре с цветом; развивать у детей сенсорные навыки; продолжать знакомить детей с
понятиями «один», «много».
Материал: бумажные бабочки и цветы разных цветов.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям помочь бабочкам найти свои цветы. Дети должны на каждый цветок посадить по одной бабочке. Если бабочка, например, красного цвета, то ее нужно посадить на цветок красного цвета. Когда все бабочки найдут свои места спросить у детей : «Чего больше цветов или бабочек?»
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе.
На первом этапе нужно проигрывать игру вместе с детьми. По ходу игры со-общать одно правило и тут же его реализовать его.
На втором этапе выключаться из активного участия в игре, руководить со стороны, направляя игру.
На третьем этапе дети играют самостоятельно.
Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направле-ниях:
• подготовка к проведению дидактической игры,
• её проведение
• подведение итогов
ВЫВОДЫ:
Игры детей являются необходимым условием экологического воспитания. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему разви-тию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и забот-ливое отношение к ней. У дошкольников развивается интерес к игровой дея-тельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности. Вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Таким образом, роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольно-го образовательного учреждения определяется тем, что игра позволяет ре-бенку получить собственный опыт.
В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия с ребенком. Таким образом, использование дидактических игр, способствуют умственно-му развитию детей.