Соина Лариса Николаевна
Консультация для педагогов: «Детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов : «Детское экспериментирование»
Каждый ребёнок по своей природе – исследователь, а экспериментирование – один из видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов: „Детское экспериментирование“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитывать у детей познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире всё взаимосвязано.
Наша задача – помочь детям в проведении этим, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материалов; при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в исследовании.
Умозаключения детей основываются на собственном опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы. Правила при выборе темы поисково – экспериментальной деятельности :
- Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умение, навыки).
- Педагог должен разработать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
- Тема должна быть оригинально, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Дети младшей, средней, а иногда и старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому стоит стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно использую – это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности с воспитателем деятельности.
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных в условиях. В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдения.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесение известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдательного явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеет опыты и для осознания причинно – следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения задействован каждый ребёнок.
Требования к проведению наблюдений:
1. Прострвнственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому ребёнку.
2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение – это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения.
Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности – 3- 10 минут, этим и ограничивается наблюдения.
3. Наблюдение складывается по определённой схеме начало, основная часть, конец.
4. Необходима специальная подготовка к наблюдениям.