Ляна Евдокимова
Консультация для педагогов «Чувство ритма в развитии речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.
Хорошо развитое чувства ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи : слоговой структуры слова, словесного и логического ударения. Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Чувство ритма в развитии речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Чувство ритма – то, что крайне необходимо для любого музыканта, танцора, артиста.
Энциклопедии описывают ритм, как определенное соотношение длительности звуков и их последовательности.
Ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов.
Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке.
А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения. Вы, наверное, не раз слышали такие выражения: «в ритме вальса», «в ритме марша», «танго».
Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделял ритмическому воспитанию особое внимание. Своей многолетней работой с детьми он показал, что развитие чувства ритма происходит через :
движение, речь, игру на элементарных музыкальных инструментах.
Для своих занятий мной были подобраны такие игры, которые позволяют развивать чувство ритма, используя все три направления.
Прохлопываем слова
Очень хорошим упражнением для развития чувства ритма является прохлопывание слов по слогам. В зависимости от количества слогов, их состава и ударения, слова в русском языке прохлопываются по-разному (| — длинный слог, редкие удары; I — короткий слог, частые удары) : слова из одного длинного слога — | : жук, гриб, мышь, еж, дом и т. д. ; слова из двух длинных слогов — | | : муха, каша, пилот, носок, букет, компот и т. д. ; слова из трех слогов — | I I или I I | (ударный слог длиннее) : карандаш, крокодил, бабочка, самолет и т. д. Прохлопайте с детьми их имена. Прохлопайте имя, не озвучивая его.
Прохлопываем песенки
Короткие песенки и потешки можно не только петь, но и прохлопывать:
Петушок
Пе-ту-шок, Пе-ту-шок,
I I | I I |
Зо-ло-той гре-бе-шок!
I I | I I |
Что ты ра-но вста-ешь,
I I | I I |
Детям спать не да-ешь.
I I | I I |
Можно отхлопывать ладошками и хорошо знакомые стихотворения.
Ритмическое освоение слов
Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,
ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.
ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.
Предложите детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.
Играем в эхо
Можно играть с ритмом не только под песенки и потешки, но и просто так. Вы задаете ритмический рисунок, ребенок его повторяет или продолжает. Ритм можно задавать по-разному: прохлопать в ладоши, протопать ногами, простучать ложками и т. д. Когда ребенок научится воспроизводить ритм, попробуйте его визуализировать. Для этого вам понадобятся широкие и узкие полоски бумаги: широкие полоски соответствуют длинным звукам (редким ударам, узкие — коротким звукам (частым ударам). Можно использовать даже счетные палочки: для изображения длинного звука кладем палочку горизонтально, для изображения короткого — вертикально.
Играть можно по-разному:
Вы задаете ритм, учащееся его повторяют звучащими жестами, на музыкальных инструментах.
На занятиях развиваем чувство ритма через игру на музыкальных инструментах
Ритмические импровизации.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
Перемена ритма.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Если нравится тебе
Все участники свободно располагаются на площадке. Руководитель в центре, запевает песню и показывает движения.
1 куплет - 2 щелчка пальцами над головой
2 куплет - 2 хлопка в ладоши
3 куплет - 2 хлопка по коленям
4 куплет - 2 притопа ногами
5 куплет — перечислить все движения
6 куплет - вместо движений «хорошо»!
Аплодисменты
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма.
Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести. Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д.
Расскажи-ка, воробей
Дети стоят по кругу. Выбирается ведущий «воробей». Поется песенка, обращение:
Расскажи – ка, воробей (2 раза).
Как медведи ходят? (2 раза). (зайчата, лягушата и т. д.)
А медведи ходят так, а медведи ходят так.
Так медведи ходят. Так медведи ходят.
«Воробей» двигается в центре круга шагом названного животного. А затем дети идут по кругу и повторяют за «воробьем» движение, которое он показал. Кто лучше передаст образ животного в движении, того «воробей» ставит вместо себя, а сам встает в круг.
Дидили, дидили
(русская народная потешка)
1-я группа:
Дидили, дидили, где вы Машу видели?
Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.
2-я группа:
Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.
Проговаривают, затем «звучащими жестами» в этом ритме изображают, как Маша танцует.
1-я группа:
Дидили, дидили, где вы Катю видели?
Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.
2-я группа:
Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.
Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.
1-я группа:
Дидили, дидили, где вы Дуню видели?
2-я группа:
Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец.
В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.
1-я группа:
Дидили, дидили, Ваню вы не видели?
2-я группа:
На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!
На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.
Такие игры с использованием жестов собственного тела или бросового материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.
Музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, так как в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание.
Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей.
В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения вокальных произведений.
Все предложенные мной игры способствуют развитию ритмических способностей детей, позволяют развивать речь воспитанников и подготавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме.
Введение специальных ритмических игр и упражнений в занятие благоприятно сказывается на развитии чувства музыкального ритма, способствует формированию слухо-ритмических навыков и представлений, степень развития которых непосредственно связана с эмоциональной отзывчивостью детей на выразительные особенности ритма. На развитие чувства ритма влияет также систематичность и последовательность знаний, умений и навыков, их посильность и постепенность усложнения.
Развитие чувства ритма не только готовит ребенка к восприятию музыки, но и способствует его оздоровлению.