МААМ-картинки

Занятие с элементами тренинга для педагогов «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений»

Екатерина Зубанева
Занятие с элементами тренинга для педагогов «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и определить, какие условия следует соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении.

1. Вступительная часть. Приветствие «Доброе слово»

Цели: настроить всех членов группы на тактичное отношение друг к другу;

развивать умение слушать и слышать говорящего, обращать внимание на его манеру устанавливать контакт.

Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться.

Публикация «Занятие с элементами тренинга для педагогов „Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений“» размещена в разделах

А сейчас посмотрите на коллегу, сидящего слева, и подумать, о том, какие слова сказать ему. Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своей коллеге. Найдите для каждого человека нужные слова. Это будет небольшой проверкой, насколько вы доброжелательны друг к другу, умеете ли вы видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении с каждым членом группы.

Во время высказываний остальные участники должны внимательно слушать своего коллегу. Тот участник, которому сказали несколько добрых слов, должен поблагодарить.

2. Основная часть. Вступительное слово психолога.

Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Воспитатель и воспитанник : система взаимоотношений». Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на древнюю китайскую пословицу, которая говорит, что

«Мы можем стать умнее тремя путями:

-путем опыта- это самый горький путь,

-путем подражания – это самый легкий путь,

-путем размышления – это самый благородный путь».

Я надеюсь, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.

Перейдем к рассмотрению конкретных методов эффективного общения с детьми. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым. Давайте узнаем каким стилем вы общаетесь с детьми. Тест «Стиль педагогического общения».

Мне бы хотелось выделить главные методы общения с ребенком – Принять, понять и поддержать.

Психологами доказано, что потребность в признании, внимании - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен. Если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации.

Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском учреждении, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.

Приятие - безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка - значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

- «Как ребенок узнаёт о том, принимаем мы его или нет?

Ответы педагогов.

- Правильно, он ориентируется на наши интонацию, взгляды, мимику, слова, реакцию на его поступки.

Следующий метод– понимание.

Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанное на понимании.

У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.

В поддержке ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается.

Поддержка – это процесс, в котором:

- взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,

- помогает ребенку поверить в себя и свои способности,

- помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Чтобы показать веру в ребенка, взрослому нужно:

- забыть о прошлых неудачах ребенка,

- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,

- позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него и в достижение успеха,

- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Я предлагаю потренироваться в понимании, принятии и поддержки воспитанника.

Упражнение «Незаконченное предложение».

Цель - развивать умение самоанализа, осмысление качеств личности детей.

Вот мы все и подобрели, вот мы все повеселели!

А сейчас, мысленно представьте детишек своей группы (можете даже закрыть глаза).

Какое нравственное качество больше всего подходит вашим детям? Каждый участник (по кругу) высказывается. Первый начинает со слов: «Мои воспитанники …» Спасибо.

Упражнение «Подкрепление».

Прошу выйти четырех воспитателей, у которых на спинках стульев ромашки и бабочки. Ромашкам нужно собрать пазлы за 2 мин, кто быстрее. А бабочкам задания в конвертах: 1 бабочка – хвалит, одобряет действия коллеги, дает положительную оценку действиям и личности своей коллеге: использует слова поддержки, радости за успешные действия, хвалит, успокаивает, говорит комплименты; 2 бабочка – дает негативную оценку действий и личности своей коллеги: торопит,

Для остальных, необходимо посмотреть на данную ситуацию и вопрос: Какой способ общения был проиллюстрирован? (приятие)

Обсуждение:

• Какой способ общения был проиллюстрирован? (приятие)

• Что участники чувствовали, когда слышали ту или иную оценку их работы?

• Что могут чувствовать дети, когда их оценивают таким образом?

• Как необходимо оценивать детей в процессе нравственного воспитания для успешной мотивации?

Положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, и уверенность к себе и окружающим.

С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, т. к. понимал это игра. Ребенку такое количество выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении. У воспитанника может сформироваться устойчивое отношение к себе как неудачнику.

Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство воспитателя и заключается, в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

Игра «Паровозики»

Инструкция: «Паровозики» ездят по 4 человека, стоя в затылок друг другу. У второго и третьего, четвертого глаза закрыты - это вагоны. Первый глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять четверкой. Задача паровоза - проехать без аварий. Как только прекращается мелодия движение останавливается, возможность стать главным вагоном предоставляется другому, потом третьему, четвертому участнику.

Вопросы для обсуждения:

• Какие чувства вы испытывали во время этой игры?

• Какая позиция была самой комфортной, что было легче: руководить или когда тобой руководили?

• Смогли ли вы абсолютно довериться ведущему? От чего это зависело?

Идея: У каждого человека есть своя комфортная позиция - вести за собой или быть ведомым. Но, работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.

Игра «Ромашка».

Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь, обогреет и даст рост нашим цветочкам (детям). И сейчас на каждом лепестке нашей ромашки напишите продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что…».

Релаксационное упражнение.

Закончить нашу встречу я хочу релаксационным упражнением. Мы очень активно потрудились, давайте теперь отдохнем, чтобы с новыми силами идти к детям. Сядьте удобно. Закройте глаза, дыхание становится медленным и ровным. Отбросьте все мысли, слушайте только мои слова:

«Ребенок, которого я воспитываю – человек. Не будущий, а сегодняшний, настоящий. Поэтому он другой, как и все люди. Он также призван к жизни, как и я. Это нас объединяет.

Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я принимаю ребенка, понимаю, терплю, прощаю.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю ребенку учить меня.

Ребенок, которого я воспитываю, верит мне. Поэтому я охраняю его детство.

Я не применяю силу к нему, потому что я его уважаю. За это я уважаю себя и ему благодарна».

Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш тренинг подошел к концу.

3. Заключительная часть. Рефлексия. Предлагаю по кругу сказать, что на этом занятии было самым важным для вас, что понравилось, а что не понравилось.

Публикации по теме:

Игра-путешествие с элементами тренинга «В гостях у Лунтика» Формы и методы работы: упражнение, введение в игровую ситуацию. Цель: способствовать восстановлению позитивного и эмоционального состояния,.

Конспект тренинга для педагогов «Профилактика психоэмоционального выгорания» Занятие №1 Цель: создание в группе педагогов спокойной атмосферы и мотивации к дальнейшей работе. Содержание занятия: Упражнение «Наши ожидания».

Профилактическая беседа с элементами тренинга для подростков «Психоактивные вещества» (вредные привычки) Беседа с элементами тренинга «Ромашка психоактивных веществ» Цель: Профилактика употребления ПАВ; Формирование негативного отношения к.

Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов образовательной организации «Будем знакомы» Разработала и провела Педагог-психолог Агошкова М. Д. ДО ГБОУ школа №1739 Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов.

Родительское собрание с элементами тренинга «Что такое общение?» Родительское собрание с элементами тренинга. Тренинг (педагогический). Тема: «Что такое общение?» Все участники садятся по кругу. Подготовительная.

Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов» Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья. Задачи: 1. Дать представление о «синдроме эмоционального.

«Золотая мелодия любви». Интерактивное занятие с элементами тренинга .

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с элементами тренинга «Огонь — наш друг, но не всегда: бывает от него беда» Занятие по опытно – экспериментальной деятельности с элементами тренинга «Огонь – наш друг, но не всегда, бывает от него беда».

Занятие с элементами тренинга (для родителей и детей) «Друзья, не похожие на меня» Целевая аудитория: родители и дети. Формы и методы работы: упражнения. Цель: сплочение коллектива, формирование коммуникативных навыков.

Занятие с элементами тренинга «В игре готовимся к школе» Цель: научить детей играм, вырабатывающим у них способность следовать по правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать действия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие с элементами тренинга для педагогов «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений»
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 09:11
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие с элементами тренинга для педагогов «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Зубанева (УИ 483775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД