Екатерина Зубанева
Занятие с элементами тренинга для педагогов «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и определить, какие условия следует соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении.
1. Вступительная часть. Приветствие «Доброе слово»
Цели: настроить всех членов группы на тактичное отношение друг к другу;
развивать умение слушать и слышать говорящего, обращать внимание на его манеру устанавливать контакт.
Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться.
Публикация «Занятие с элементами тренинга для педагогов „Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
А сейчас посмотрите на коллегу, сидящего слева, и подумать, о том, какие слова сказать ему. Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своей коллеге. Найдите для каждого человека нужные слова. Это будет небольшой проверкой, насколько вы доброжелательны друг к другу, умеете ли вы видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении с каждым членом группы.
Во время высказываний остальные участники должны внимательно слушать своего коллегу. Тот участник, которому сказали несколько добрых слов, должен поблагодарить.
2. Основная часть. Вступительное слово психолога.
Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Воспитатель и воспитанник : система взаимоотношений». Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.
Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на древнюю китайскую пословицу, которая говорит, что
«Мы можем стать умнее тремя путями:
-путем опыта- это самый горький путь,
-путем подражания – это самый легкий путь,
-путем размышления – это самый благородный путь».
Я надеюсь, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.
Перейдем к рассмотрению конкретных методов эффективного общения с детьми. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым. Давайте узнаем каким стилем вы общаетесь с детьми. Тест «Стиль педагогического общения».
Мне бы хотелось выделить главные методы общения с ребенком – Принять, понять и поддержать.
Психологами доказано, что потребность в признании, внимании - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен. Если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации.
Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском учреждении, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.
Приятие - безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка - значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
- «Как ребенок узнаёт о том, принимаем мы его или нет?
Ответы педагогов.
- Правильно, он ориентируется на наши интонацию, взгляды, мимику, слова, реакцию на его поступки.
Следующий метод– понимание.
Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанное на понимании.
У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.
В поддержке ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается.
Поддержка – это процесс, в котором:
- взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,
- помогает ребенку поверить в себя и свои способности,
- помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.
Чтобы показать веру в ребенка, взрослому нужно:
- забыть о прошлых неудачах ребенка,
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
- позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него и в достижение успеха,
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Я предлагаю потренироваться в понимании, принятии и поддержки воспитанника.
Упражнение «Незаконченное предложение».
Цель - развивать умение самоанализа, осмысление качеств личности детей.
Вот мы все и подобрели, вот мы все повеселели!
А сейчас, мысленно представьте детишек своей группы (можете даже закрыть глаза).
Какое нравственное качество больше всего подходит вашим детям? Каждый участник (по кругу) высказывается. Первый начинает со слов: «Мои воспитанники …» Спасибо.
Упражнение «Подкрепление».
Прошу выйти четырех воспитателей, у которых на спинках стульев ромашки и бабочки. Ромашкам нужно собрать пазлы за 2 мин, кто быстрее. А бабочкам задания в конвертах: 1 бабочка – хвалит, одобряет действия коллеги, дает положительную оценку действиям и личности своей коллеге: использует слова поддержки, радости за успешные действия, хвалит, успокаивает, говорит комплименты; 2 бабочка – дает негативную оценку действий и личности своей коллеги: торопит,
Для остальных, необходимо посмотреть на данную ситуацию и вопрос: Какой способ общения был проиллюстрирован? (приятие)
Обсуждение:
• Какой способ общения был проиллюстрирован? (приятие)
• Что участники чувствовали, когда слышали ту или иную оценку их работы?
• Что могут чувствовать дети, когда их оценивают таким образом?
• Как необходимо оценивать детей в процессе нравственного воспитания для успешной мотивации?
Положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, и уверенность к себе и окружающим.
С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, т. к. понимал это игра. Ребенку такое количество выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении. У воспитанника может сформироваться устойчивое отношение к себе как неудачнику.
Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство воспитателя и заключается, в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.
Игра «Паровозики»
Инструкция: «Паровозики» ездят по 4 человека, стоя в затылок друг другу. У второго и третьего, четвертого глаза закрыты - это вагоны. Первый глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять четверкой. Задача паровоза - проехать без аварий. Как только прекращается мелодия движение останавливается, возможность стать главным вагоном предоставляется другому, потом третьему, четвертому участнику.
Вопросы для обсуждения:
• Какие чувства вы испытывали во время этой игры?
• Какая позиция была самой комфортной, что было легче: руководить или когда тобой руководили?
• Смогли ли вы абсолютно довериться ведущему? От чего это зависело?
Идея: У каждого человека есть своя комфортная позиция - вести за собой или быть ведомым. Но, работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.
Игра «Ромашка».
Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь, обогреет и даст рост нашим цветочкам (детям). И сейчас на каждом лепестке нашей ромашки напишите продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что…».
Релаксационное упражнение.
Закончить нашу встречу я хочу релаксационным упражнением. Мы очень активно потрудились, давайте теперь отдохнем, чтобы с новыми силами идти к детям. Сядьте удобно. Закройте глаза, дыхание становится медленным и ровным. Отбросьте все мысли, слушайте только мои слова:
«Ребенок, которого я воспитываю – человек. Не будущий, а сегодняшний, настоящий. Поэтому он другой, как и все люди. Он также призван к жизни, как и я. Это нас объединяет.
Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я принимаю ребенка, понимаю, терплю, прощаю.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю ребенку учить меня.
Ребенок, которого я воспитываю, верит мне. Поэтому я охраняю его детство.
Я не применяю силу к нему, потому что я его уважаю. За это я уважаю себя и ему благодарна».
Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш тренинг подошел к концу.
3. Заключительная часть. Рефлексия. Предлагаю по кругу сказать, что на этом занятии было самым важным для вас, что понравилось, а что не понравилось.