Урядова Анна
Консультация для педагогов «Чем полезны ИКТ в работе с дошкольниками с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
В каких направлениях работы применять ИКТ
Направление Чем помогут ИКТ
Коррекционно-оздоровительное Развивать мелкую и общую моторику рук с помощью игр
Занятия по восприятию и формированию представлений Знакомить детей с окружающим миром, формировать у дошкольников математические представления и т. д.
Развитие и коррекция познавательных процессов Развивать у дошкольников восприятие, память, внимание, мышление, воображение
Сенсорное развитие Учить детей различать цвет, форму, величину предметов
Развитие связной речи Учить детей составлять тексты или пересказывать с опорой на серию сюжетных картинок
Публикация «Консультация для педагогов „Чем полезны ИКТ в работе с дошкольниками с ОВЗ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Обучение грамоте Формировать навыки фонематического анализа, словообразования и словоизменения
Работа над звукопроизношением Проводить с дошкольниками артикуляционную гимнастику. Работать над автоматизацией звуков и дифференциацией звуков и букв
Информационно-коммуникационные технологии помогают ребенку, который нуждается в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объеме. Используйте ИКТ на этапах:
– объяснения нового материала;
– контроля знаний;
– закрепления материала;
– обобщения и систематизации материала.
Как проводить коррекционно-развивающую работу с помощью ИКТ
Работа с детьми. Информационные и компьютерные ресурсы не заменяют привычных коррекционных методов и технологий. ИКТ – это источник информации и наглядности, который:
– мотивирует воспитанников;
– помогает запоминать материал;
– создает условия для исправления речевых нарушений у детей и т. д.
Рассмотрим, как применять ИКТ, на примере коррекционной работы с детьми, у которых есть задержка психического развития и системные нарушения речевой деятельности.
Первое направление работы с такими детьми предполагает применение компьютерных технологий. На индивидуальных логопедических занятиях специалисты используют специализированные компьютерные пособия. Это мультимедийные пособия игрового содержания, которые помогают:
– формировать компоненты речи;
– развивать память, мышление, воображение, самостоятельность и ответственность;
– прививать умение доводить начатое до конца;
– повышать самооценку.
Включайте в обучение презентации:
– по лексическим темам: «Времена года», «Цветы», «Космос», «Птицы», «Животные» и др.
– по формированию элементарных математических представлений: «Счет», «Количество», «Дни недели» и др.
Еще одно направление работы с детьми – праздники и развлечения с применением слайд-шоу и презентаций. Презентации в таком случае могут служить анимационным фоном или быть частью сюжетной линии. Например, к детям с экрана может обращаться мультипликационный герой с какой-либо просьбой.
Как планировать занятия с дошкольниками, на которых нужны компьютеры
Занятия, когда дошкольники работают с компьютером, должны проходить в оптимальные для их работоспособности дни, например: вторник, среда, четверг.
Занятия в понедельник – допускаются, но не желательны, так как в первый день рабочей недели работоспособность невысокая (в выходные у детей другой режим дня).
В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, потому что в конце рабочей недели происходит снижение работоспособности из-за усталости.
Как педагогу понять, что ребенок устал
За компьютером дети активны и эмоциональны. Они увлекаются и могут долго сидеть у монитора, но педагогу нужно обращать внимание на внешние признаки, которые указывают на то, что ребенок устал.
Пример
Что может указывать на усталость ребенка за компьютером
1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п.
2. Потеря интереса к компьютеру: ребенок отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желает продолжать работу.
3. «Утомленная» поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги и упирается в край стола.
4. Эмоционально-невротическая реакция – крик, подпрыгивания, истерический смех и др.
Чтобы предупредить переутомление, делайте физкультурные паузы, «переключайте» деятельность детей.
Что педагогу учитывать при построении компьютерного занятия
В детском саду компьютеры используют на развивающих занятиях. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть. Погружает ребенка в сюжет занятия, подготавливает его к компьютерной игре через беседы и конкурсы, стимулирует воображение ребенка и побуждает к активной деятельности, помогает понять и выполнить задание на компьютере.
Подготовительная и заключительная часть занятия могут проходить не в компьютерном зале, а в игровой или физкультурной комнате.
Основная часть. На этом этапе дети должны овладеть способом управления программой и самостоятельной игры. Есть несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:
1. Последовательно объяснять назначения каждой клавиши, при помощи наводящих и контрольных вопросов.
2. Познакомить с новыми клавишами и их назначением.
3. Предложить роль исследователя, экспериментатора, дать возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
Заключительная часть. В этой части вы подводите итог, оцениваете действия ребенка. Для этого можно использовать рисование, конструирование, различные игры.
Заключительная часть занятия нужна для снятия зрительного и мышечного напряжения. Включайте сюда физкультминутки, точечный массаж, расслабление под музыку.