Получи документы

Консультация для педагогов «Беседа и ее значение в воспитательно-образовательном процессе»

Анна Жамцуева
Консультация для педагогов «Беседа и ее значение в воспитательно-образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы

Беседа выявляет, как велика у детей

потребность выражать свои мысли,

как развивается их язык, если тема

беседы соответствует их интересам

и психике.

Воспитателей обычно затрудняют аспекты ведения беседы : какой программный материал целесообразно давать путем беседы, как удержать до конца внимание детей и не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов; как вовлечь всех в активное участие в беседе. В результате беседы носят, как правило, формальный характер, протекают при недостаточно активности детей.

Публикация «Консультация для педагогов „Беседа и ее значение в воспитательно-образовательном процессе“» размещена в разделах

Большое значение беседе придавала Е. И. Тихеева. Она считала ее одним из ценнейших приемов развития речи. «Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике»- пишет она в своей книге «Развитие речи детей».

Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных в процессе повседневной жизни, в результате наблюдения, общения и деятельности. Ценность беседы именно в том и состоит, что взрослый учит ребенка логически мыслить, рассуждать, с более простого мышления на более абстрагированное. С развитием мышления тесно связано и развитие речи. Воспитатель в беседе учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Следовательно, беседа имеет важное значение, не только для углубления знаний, но и для развития связной речи, для выработки навыков вести речь в коллективе. В беседе воспитатель объединяет детей общим интересам, побуждает их интерес друг к другу. В беседе опыт одного ребенка делает общим достоянием. Так вырабатывается привычка слушать собеседников, делится своими мыслями. С одной стороны в беседе развивается активность ребенка, с другой - способность к сдержанности.

Беседы лишь тогда протекают живо и не принужденно, будят мысль, удерживают внимание, когда материал, ради усвоения которого проводится беседа, близок и доступен ребенку. И. Т. Тихеева рекомендовала отправляться от предметов, непосредственно воздействующих на внешние чувства детей. Материалом для таких упражнений могут служить предметы, находящиеся в комнате, части человеческого тела, предметы питания, одежды, все животные, растения, все, что знакомо детям. Беседы важны и в процессе накопления детьми знаний - во время экскурсий, наблюдений, а так же перед ними.

В начале беседы, в сознании детей должен предстать живой образ. Поэтому ее можно начинать с рассматривания предметов, картин или с воспоминания о виденном, о близких жизненному опыту ребенка явлениях. Затем следует анализ явлений, выделение наиболее существенных частностей, на основе которых педагог получает возможность подвести детей к необходимым ему выводам, и, наконец, обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке должного отношения к обсуждаемым явлениям.

Вопросы - это основное средство направляющее беседу. На ее качество большое влияние оказывают также объяснения и ответы самого воспитателя. В дошкольном возрасте дети не сразу улавливают смысл вопроса, и тогда воспитателю приходится самому отвечать на свои вопросы или давать пояснения к ответам детей. И. Е. Тихеева справедливо считала, что самое важное – побуждать детей к вопросам, будить мысль. Использование беседы в воспитательно-образовательном процессе детского сада оказывает большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. Систематически проведение бесед положительно влияет на уточнение детских представлений, на развитие речи, навыков эффективного общения, на воспитание устойчивого внимания и развитие памяти, мышления. Беседы влияют также на выработку у детей определенного отношения к окружающей действительности.

Вопрос о применении разнообразных активных методов и форм в обучении дошкольников является одним из существенных. Так, словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно - образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа - целенаправленное обсуждение с детьми, каких - либо явлений. Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации уточнения представлений, полученных ребёнком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребёнку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознаёт; в результате знания детей становятся чётче, осмысленнее. В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определённому руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребёнка это крайне важно. Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней развивает умения детей логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребёнка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребёнка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы - как для ребёнка, так и для воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания.

С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе воспитатель учит ребёнка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Беседа важна, не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе. В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребёнка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребёнка, с другой - способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка, но и средством социально - нравственного воспитания.

Новый материал разумнее давать детям в повествовательной форме, используя приём дробления новой информации, предъявляемой в процессе беседы. Эта информация вводится небольшими частями - сегментами; в одном высказывании педагог даёт только одну порцию нового, дальше в процессе беседы воспитатель опирается на субъективный опыт детей, в нужный момент, обогащая их новыми знаниями (другая порция нового). Такой приём в педагогической риторике носит название «сегментация речи». Чем успешнее применяется этот приём на занятии, в процессе беседы, тем точнее и легче детям понять и усвоить новый материал.

Беседы лишь тогда протекают живо, непринуждённо, будят мысль ребёнка, удерживают внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту ребёнка. Надо лишь помнить, что понятие близкого и доступного совершенно изменилось применительно к современным детям.

Современные дети живут в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Телевидение, радио, компьютер, детская познавательная литература, газеты, журналы, богатая общественная жизнь, которую современный ребёнок наблюдает

непосредственно на улицах, - все это рано расширяет круг представлений и понятий нынешнего дошкольника, будит в нем интересы.

В связи с этим в наших условиях с детьми старшего дошкольного возраста становится возможным беседовать о таком содержании, с которым он ещё непосредственно в своём ближнем окружении не сталкивался. Конечно, знания, полученные в этих беседах, будут самыми элементарными, но они расширят кругозор детей.

Итак, чем меньше ребёнок, тем больше мы должны быть связаны беседы с его непосредственными наблюдениями. С детьми до 5 лет тематика бесед должна быть очень конкретной и касаться самых близких им явлений и предметов. Уточняя посредством бесед представления детей об известном материале, надо в то же время помнить, что простая констатация хорошо знакомых фактов не даёт ни какого толчка для прогрессивного развития мысли ребёнка. Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребёнка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к окружающим явлениям.

Познавательный материал лишь тогда оставляет глубокий след, когда он даётся систематически, когда впечатления как бы наслаиваются одно на другое и на отрываются от жизни. Наиболее успешно беседы протекают непосредственно после того, как дети во время экскурсий, наблюдений или после прочтения педагогом рассказов получили новые впечатления.

Беседа, органически связанная с повседневной жизнью ребёнка в детском саду и в семье, не может превратиться в отработанную тему. Материал, данный в ней, должен оставить глубокий след в сознании ребенка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ребёнку активную позицию, когда он не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, он и действующий, активно общающийся.

Поэтому важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста являются ситуации общения.

Ситуации общения - специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей.

Важно выделить необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно-ответной формы. полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнерских отношений.

Ситуации общения могут возникать естественно - воспитателю важно увидеть их, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски её решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой, умелое участие взрослого в ситуации общения в значительной мере решает успех дела. Для этого воспитателю надо хорошо продумать логическую структуру ситуации общения: последовательно расположить весь материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения.

Публикации по теме:

«Развивающее значение пазлов». Консультация для педагогов«Развивающее значение пазлов». Консультация для педагогов В классификации детских развивающих занятий собирание пазлов стоит на самых верхних ступенях. Дети очень любят собирать пазлы. Какие.

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада»Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада» Важнейшая задача любого детского сада-подготовка ребёнка к школе. В ДОУ используются всевозможные развивающие игры,но не все позволяют.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду»Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду» Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Отчет по самообразованию по теме «Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе ДОО» «Отчет по самообразованию Семеновой Л. О. по теме: «Реализация ФГОС в воспитательно – образовательном процессе ДО»». План сообщения: 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Беседа и ее значение в воспитательно-образовательном процессе»
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 13:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Беседа и ее значение в воспитательно-образовательном процессе»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Жамцуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД