Курганская Мария Николаевна
Консультация для педагогов «Альтернативные способы коммуникации для детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Альтернативные способы коммуникации для детей с ОВЗ»
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. С каждым годом выявляются все более глубокие и стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении, недоразвитии или нарушение коммуникативной функции общения приводит к нарушению связи ребёнка с социумом, затруднению социализации и адаптации ребенка в обществе.
Публикация «Консультация для педагогов „Альтернативные способы коммуникации для детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для успешного развития, адаптации и социализации данной категории детей, необходимо использовать отличные от речевых, альтернативные (дополнительные) системы организации межличностного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, которые бы способствовали развитию индивидуального «я» каждого ребенка с ОВЗ, созданию положительной атмосферы в группе.
Что же такое альтернативная (аугментивная) коммуникация?
Альтернативная (аугментивная) коммуникация – средства, способы, системы, которые помогают детям и взрослым с серьезными проблемами в развитии вербальной речи выразить себя и лучше понимать происходящее.
Кому необходима альтернативная коммуникация :
- дети с серьезными двигательными нарушениями;
- церебральным параличом (дизартрия, анартрия, апраксия);
- дети с интеллектуальными и эмоциональными проблемами, ограничивающими механизм усвоения вербальных символов (умственная отсталость, аутизм);
- дети с нарушениями слуха.
Альтернативная коммуникация может использоваться:
- постоянно;
- временно, замещая речь;
- как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.
Средства альтернативной коммуникации :
1. Тактильно - кинестетическая система коммуникации.
Направление взгляда, вокализации, мимика, телодвижения, тактильные контакты (контактные жесты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию.
2. Коммуникация при помощи предметов.
Эта форма подходит людям, находящимся на начальных этапах развития коммуникации, а также имеющими дополнительные нарушения зрения. В процессе взаимодействия используются реальные предметы из повседневной жизни: «пить – чашка», «слушать музыку – погремушка», «идти на прогулку – шапка».
3. Коммуникация с помощью фотографий и изображений.
При данной форме коммуникации фотографируются реальные объекты из непосредственного окружения ребенка либо используются наборы картинок.
Может быть, например, любая чашка, которой пользуется ребенок.
Фотография являются первой формой графической коммуникации, с которой знакомятся маленькие дети, одна из причин для использования фото заключается в том, что человек может узнавать то, что на них изображено, и прореагировать на это.
При изготовлении коммуникативных досок для детей и людей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями обычной практикой является использование фотографий предметов из окружающей человека среды.
Наиболее важная функция фотографий на коммуникативной доске – служить именами людей (или животных). Поскольку имя обозначает определённого человека, фотографии хорошо выполняют эту функцию.
4. Коммуникация с помощью графических символов, пиктограмм.
Включает все символы-изображения, такие как картинками PECS, Блисс-система, символов Виджит, словесные кубики Примака, коммуникативные символы в виде картинок.
Альтернативная система обучения коммуникации «PECS» (Picture Exchange Communication System) – коммуникативная система обмена картинками, разработанная в конце 80-х гг. в США Лори Фрост как альтернативная система коммуникации для людей с аутизмом.
Со временем применение системы «PECS» распространилось на детей и взрослых с различными расстройствами. Сюда входят в том числе люди:
- с нарушениями развития и множественными нарушениями;
- церебральным параличом;
- слепотой; - глухотой.
Хотя стратегия «PECS» в первую очередь используется с невербальными людьми, она также может быть полезна для тех людей, чья речь состоит главным образом из эхолалии.
Преимущества:
1. «РЕСS» – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью «РЕСS» можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.
3. С помощью «РЕСS» общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
Недостатки:
- ограниченное понимание картинок для людей с интеллектуальными нарушениями;
- смешивание, неразличение содержания картинки с её функцией обозначения слова (значения, определяемого сопровождающим толкованием).
Блисс – система символов, в которой слова и понятия преобразованы в знаки вместо буквенного выражения. Некоторые из них имеют сходство с реальным объектом. Их называют пиктографическими, или изобразительными, например:
Посредством объединения базовых символов друг с другом образуются новые понятия.
Преимущества:
- блиссимволы быстро и легко запоминаются;
- указывают не только на предметы и явления, но и выделяют в них важные существенные признаки;
- могут использоваться как на уровне сигнальных знаков, так и для выражения чувств, мыслей и идей;
- во время использования не утрачивают связь с естественным языком, так как символы транслируются словами на родном языке;
- могут пользоваться как дети, так и взрослые с разным уровнем интеллектуальных возможностей и с целью самореализации.
Недостатки:
-блисс-символы – сложный язык, обучение которому занимает много времени;
- отсутствие чёткого синтаксиса – комбинирование символов выглядит вполне произвольным.
Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) происходит из Канады (Maharaj, 1980). Это система впервые стала применяться вместо Блисс-символов для людей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, образующие силуэт на фоне.
Пиктограммы проще Блисс-символов, поэтому родители и специалисты легко их понимают. Но в то же время они менее гибкие и универсальные, чем Блисс-символы. Словарь ограничен и, в целом, не предназначен для комбинирования в более сложные значения.
Символы Виджит Система напоминает Блисс-символы тем, что комбинации некоторых основных символов образуют новые семантические значения, например, МАТЬ – это изображение ЖЕНЩИНА, помещённое в круг, можно комбинировать различными способами, например, УЛИЦА + СВЕТ превратится в ФОНАРЬ. Кроме того, может использоваться и произношение слова.
По мере накопления графические символы помещаются в коммуникативные таблицы, доски и книги, позволяющие общаться на различные темы.
Словесные кубики примака. Наиболее обширная предметная система коммуникации создана Примаком (Premack, 1971, использовалась в Соединённом Королевстве и в США для обучения людей с интеллектуальными нарушениями и с аутизмом. Исходно словесные кубики были изобретены для того, чтобы исследовать, могут ли человекообразные обезьяны научиться языку, не основанному на речи.
5. Глобальное чтение.
Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова (лучше использовать белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров, которые в течение нескольких секунд показываются ребёнку для запоминания графического рисунка. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.
6. Система «Макатон».
Языковая программа «Макатон» – это уникальный метод обучения коммуникации, который способствует развитию речи у детей и взрослых с трудностями общения за счёт использования жестов и символов совместно с речью.
7. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств (электронных).
Использование индивидуальных «говорящих» кнопок, речевых тренажёров и т. д. При нажатии на них воспроизводятся, заранее записанные фразы и слова.
Как подобрать средства АК?
Необходимо учитывать:
1. Когнитивные способности, а именно особенности:
- внимания;
- памяти,
- мышления,
- зрительного, слухового и тактильного восприятия;
2. Лингвистические возможности:
- реагирует ли ребенок на собственное имя;
- знает ли названия объектов, действий, признаков, родовых понятий в соответствии с программными требованиями образования;
- понимает ли простые инструкции, фразы различной синтаксической сложности, репродуктивные (например, «Кто?», «Что?», «Что называют?», «Про что рассказывается в сказке?») и продуктивные вопросы (например, «Почему?», «Какие причины?», «Какие последствия?»).
3. Психосоциальные способности :
- проявляет ли способность к намеренному взаимодействию с другими людьми;
- стремится ли к включению в окружающую среду;
- предпочтения в выборе коммуникативных партнеров, коммуникативной ситуации, условий организации общения.
4. Моторные возможности:
- характер общего моторного развития;
- возможности самостоятельного передвижения;
- длительность осуществления определенного вида деятельности.
5. Характер знаково-символической деятельности:
- умеет ли воспринимать и понимать причинные связи и отношения;
- имеет ли план действий при обращении с объектом;
- демонстрирует ли символическое (игровое) поведение, использует и, насколько адекватно, игрушки.
Существует 7 уровней общения (коммуникации) :
1. Ненамеренное (донамеренное) поведение, ребёнок не контролирует поведение, однако оно отражает его общее состояние (например, комфортно ему или нет, голоден ли он или хочет спать).
2. Намеренное поведение, ребёнок начинает контролировать поведение, но еще не использует его для намеренного общения.
Намеренное общение начинается здесь, на 3 уровне!
3. Нестандартное общение, относятся движения тела, голосовые сигналы, неречевые звуки, смех, взгляд (контакт глаз, выражения лица и простые жесты (например, хватание людей за одежду).
4. Стандартное общение (общепринятая, относятся простые движения, показывание пальцем, показ предмета другому, выбор между «да» и «нет», пожимание плечами, кивки или качание головой, махание рукой, объятия, а также перевод взгляда с человека на желаемый объект.
Символическое общение начинается здесь, на 4 уровне! Когда символ заменяет, или обозначает, что-то другое.
5. Конкретные символы, относятся картинки, фотографии, натуральные предметы (например, шнурок, используемый для обозначения обуви, образные жесты (например, похлопать по стулу в знак приглашения присесть, «мой», «сядь», «пойдём») и звукоподражания (например, жужжание, используемое для обозначения пчелы).
6. Абстрактные символы, например слова, набранные шрифтом Брайля, то есть эти символы являются «абстрактными», потому что они физически не напоминают обозначаемый ими объект.
7. Язык, формальная речь.
На основе данных уровней общения разработана диагностическая «Матрица общения» охватывает три основных аспекта коммуникации :
1. Вид коммуникативного поведения- т. е. то, как ребенок передает информацию
- поза, движения тела;
- жест;
- выражения лица;
- звуки раннего онтогенеза;
- символ (предметный);
- символ (абстрактный);
- язык (письменно или вербально).
2. Варианты коммуникативного сообщения, т. е. то, зачем и к кому ребенок обращается
- отказ;
- получение желаемого;
- социальное взаимодействие;
- информация.
3. Уровень общения, что и как сообщает ребенок –
1 Уровень ненамеренное поведение.
2 Уровень намеренное поведение.
3 Нестандартное общение.
4 Стандартное общение.
5 Конкретные символы.
6. Абстрактные символы.
7. Речь.
Матрица общения помогает понять на каком уровне развита коммуникация у ребенка и позволяет выбрать коррекционный маршрут.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
Цель альтернативной коммуникации : создание условий для организации межличностного взаимодействия между детьми и взрослыми, передачи социального опыта, а также, максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка с ОВЗ.