МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»

Елена Шиморянова
Консультация для педагогов «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»

Дети с ограниченными возможностями сильнее, чем мы думаем. Они сражаются в битвах, о которых большинство людей никогда не узнает. (Неизвестный)

Публикация «Консультация для педагогов „Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики“» размещена в разделах

Каждый ребенок — это разный вид цветка, но все вместе они делают этот мир прекрасным садом. (Неизвестный)

Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.

В процессе обучения ребенок овладевает своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами. Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, дети с ОВЗ часто отстают по срокам формирования и проходят неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью непостоянством. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

• с нарушением слуха (слабослышащие);

• с нарушением зрения (слабовидящие);

• с тяжелыми нарушениями речи;

• с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);

• с задержкой психического развития;

• с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т. ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

Значение сенсомоторного воспитания

• является основой для интеллектуального развития

• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность;

• готовит к реальной жизни;

• позитивно влияет на эстетическое чувство;

• является основой для развития воображения;

развивает внимание;

• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно

познавательной деятельности;

• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

• влияет на расширение словарного запаса ребенка;

• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти

Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Ведущая деятельность дошкольников – это игра, поэтому педагогам необходимо использовать как можно больше игровых приемов в работе с детьми. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы. Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА

Игры и оборудование:

• для развития мелкой моторики и речи

• восприятия формы и величины

• для формирования цветового восприятия

• для слухового развития

• для развития тактильных ощущений и обоняния

• для художественно –творческого развития

• для элементарного экспериментирования

• для развития интеллектуальных и конструктивных

способностей

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать

наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском

саду. Дети постепенно осваивают более сложные виды

деятельности: изобразительная, конструктивная, трудовая,

игровая, учебная и т. д.

1. Игры-шнуровки:

2. Игры-вкладыши

3. Игры с пуговицами

4. Мозаика

5. С массажным мячиком

6. Упражнения с прищепками

7. Пальчиковый бассейн

8. Пальчиковые игры.

Для развития телесных ощущения и двигательной активности детей можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:

• Раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т. д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;

• Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);

• Ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т. д.);

Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);

• Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон», «Ударь как мышонок»);

• Пальчиковые игры;

• Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т. д.).

Взаимодействуя с ребенком, говорите простыми короткими фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой, с добавлением естественного жеста. Например: «Это тарелка. Будем кушать» (жест – рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест – рука трет руку).Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка ( а именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.

Рекомендации по проведению

•Если ребенок не включается в игру, -не настаивать. Повторить

попытку в следующий раз. Следует радоваться самому минимальному участию ребенка в игре.

•Помнить о том, что ребенка могут испугать те новые яркие

впечатления, которые вы ему предлагаете.

•Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества

повторений.

•Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое

желание, постарайтесь найти адекватную возможность это

желание удовлетворить.

Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагать

различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений

ребенка, а также от педагогической интуиции.

• При обучении новому знанию (введение новых понятий) можно использовать систему трехступенчатого урока:

• Четко, медленно называем (даем потрогать, попробовать и т. д., т. е. вызываем как можно больше ощущений).

Например: сначала ребенку показывают лимон : «Это лимон».

• Действуем с предметом (дай, спрячь, найди, положи и т. д.).

Например: «Давай потрогаем лимон ручкой, щечкой, лобиком? Лимон гладкий? Понюхай лимон. Ароматный. Попробуй лимон. Кислый. Покати лимон. Катится. Положи лимон на тарелку. Дай лимон мне».

Задаем вопрос: «Что это?» (ребенок отвечает).

Заключение

Очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их применение максимально востребованным:

- педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников с ОВЗ, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятие, зрительно – двигательную координацию детей с особыми потребностями;

Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка. Организация системы работы по сенсорному развитию детей в ДОУ поможет преодолеть трудности в освоении ими учебной деятельности в дальнейшем.

Сенсомоторное развитие, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе,

овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Семинар для педагогов ДС «Актуальность правового воспитания в ДОУ» Актуальность правового воспитания детей в ДОУ. Слайд № 1 Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе,.

Презентация «Актуальность театрализованной деятельности для развития дошкольников» Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.

Консультация для педагогов «Авторский бизиборд как средство сенсомоторного развития детей с ОВЗ»Консультация для педагогов «Авторский бизиборд как средство сенсомоторного развития детей с ОВЗ» Консультация для педагогов: «Авторский бизиборд, как средство сенсомоторного развития ребенка с ОВЗ». Тенденцией современного мира является.

Консультация для педагогов ДОУ «Влияние развития речи на общее развитие ребенка» Задержка речевого развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками,.

Консультация для педагогов «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС» Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед.

Pегиональный круглый стол «Роль педагога ДОО в построении образовательного процесса в условиях инклюзивной практики»Pегиональный круглый стол «Роль педагога ДОО в построении образовательного процесса в условиях инклюзивной практики» 25 октября 2019 года на базе МДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 21, г. Узловая состоялся региональный круглый стол для педагогов.

Шесть стадий сенсомоторного развития ребенка по Ж. Пиаже 1. Шесть стадий сенсомоторного развития ребенка по Ж. Пиаже. Пиаже разделил сенсомоторный период на шесть достаточно выраженных стадий, кратко.

Теоретическое обоснование модели профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации Максименко Алёна Сергеевна НИУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород Аннотация. В работе.

Актуальность сенсорного развития ребёнка в условиях инклюзивной практики Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 23:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шиморянова (УИ 92980) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД