Светлана Еремина
Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выправить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
(Саади).
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поднять тему нравственности, а именно, как воспитать в ребенке гуманизм, человечность, доброту; о главных человеческих качествах, которые делают человека человеком. Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к ребенку.
Публикация «Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей младшего возраста» размещена в разделах
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке его к школе.
Проблема создания доброжелательных отношений у детей кажется мне на сегодняшний день сверхактуальной, и вот почему. Наблюдая изо дня в день общение детей в группе детского сада, приходится все чаще видеть проявление таких качеств, как нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, не умение уступать. И в результате существует высокая эмоциональная напряженность, проявляется нетерпимость друг к другу и конфликтность в детских отношениях. Анализируя поведение детей, я пришла к выводу, что их повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе и, что детям не хватает элементарных добрых чувств.
И если вовремя не устранить конфликты между детьми, то они сильно будут влиять на психическое и эмоциональное благополучие малышей.
Чтобы сформировать у детей комплекс культурных эмоций, грамотно и бережно скорректировать недостатки эмоциональной сферы, я поставила такие задачи:
o развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом и вместе;
o формировать опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии друг к другу;
o закрепить умение проявлять внимание, сочувствие к сверстнику (делиться игрушками, лакомством, уступать, отзываться на просьбу, помогать;
o воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности;
o учить здороваться и прощаться со сверстниками, просить и благодарить;
o закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, класть на место.
Мы все уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, и влиять на его мировоззрение. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Ребенок, который только начинает жить и все познавать, вращается в этом мире. Он воспитывается той техникой, которая его окружает. Влияние телевидения и интернета на развитие входящего в мир организма волновало меня в период всей моей профессиональной деятельности воспитателем детского сада.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Как воспитать детей с прекрасными качествами?
На мой взгляд, развитие каждого качества нуждается в своих условиях, но в целом формирование благородного человека происходит только тогда, когда мы создадим атмосферу добра и доверия.
Я работаю во второй младшей группе это самый благоприятный период для того, чтобы заложить у детей потребность и привычку к мирному сосуществованию. В этот период складывается стереотип коллективного поведения в группе, именно сейчас необходимо заложить традиции взаимного уважения, терпимости, доброжелательности, которые будут сопутствовать ребенку всю его жизнь.
Я не только прививаю детям правила хорошего тона, но прежде всего анализирую и контролирую свои действия, работу и поведение, чтобы создать в группе атмосферу психологического комфорта, без которого сойдут на нет все усилия по обучению и принципиально невозможно воспитание. Ведь для детей младшего возраста в центре мира — взрослый, от которого они зависят практически во всем. Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений, ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого.
Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируется нравственные чувства ребенка.
Организуя работу в группе по этому направлению, я создала нормы и традиции, которые включают определенную систему запретов и добрые обычаи. Составила вместе с детьми правила группы «Что можно делать, а что нельзя» :
1. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем.
2. Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
3. Принимай советы и замечания от товарищей спокойно.
4. Если поступил плохо, признай свою ошибку и попроси прощение
5. Если умеешь что-то делать сам - помоги и научи своего товарища
6. Если товарищ делает плохо, останови и скажи ему
7. Не ссорься, а играй дружно
8. Умей делиться с товарищем
Запреты немногочисленны, но дети должны их четко усвоить. Познакомив детей с тем, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах, мы требуем обязательного соблюдения этих правил. О запретах сообщаем и родителям, чтобы они были едины как в группе, так и дома.
Исходя из этого была взята система игр, разработанная Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий. Это игра «Ожившие игрушки», «Театр теней», «»Муравьи», «Жизнь в лесу» и др. А также подобраны игры и упражнения, для формирования гуманных межличностных отношений, также как «Позови ласково», «Волшебный стул», «Назови себя» и т. д. Регулярно проводятся занятия и этические беседы на тему «В мире добра», «Надо ли уметь извиняться?», «В мире книг» и т. д. Заканчивать игру нужно в тот момент, когда дети устали, отступают от правил. Тогда, собрав всех вокруг себя в хоровод я сообщаю, что игра окончена, предлагаю попрощаться, в виде какого-либо ритуала (например, протягивает детям руку, или сами дети мягко дотрагиваются до плеча соседа). Ритуалом можно заканчивать каждое занятие.
Очень важно в группе иметь свои традиции. Ват одна из них. Каждое утро я с ребятами провожу беседы, использую «Круг друзей». А использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. «Круг друзей» отражает основную направленность: учит ребенка, прислушивается к мнению других детей и сотрудничать с ними. Благодаря кругу дети могут анализировать и обсуждать свои поступки, проблемы, ссоры, а также позволяет детям разрешить возникшие проблемы, конфликтные ситуации, используя при этом переговоры и беседы. В результате круг побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их, обсуждением проблемы друг с другом.
В своей работе использую «Добрые встречи». Это стало нашей доброй традицией. «Добрые встречи» собирают всех детей вместе, мы ходим в гости в другую группу, в которой дети помладше и приглашаем детей старше, где мы беседуем и рассказываем, где были, что запомнили, и что снова рады видеть друг друга.
Кроме того, в своей работе я применяю еще один прием, вывешиваю в группе «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, яркий, с аппликацией. И рядом на полку ставлю сундучок с наличием мелких игрушек. За каждое сделанное доброе дело в мешочек надо поместить мелкую игрушку.
Еще одна добрая традиция, которая сплачивает детский коллектив, воспитывает заботу и отзывчивость — это поздравление в день рождения с обязательным подарком и угощением. Дети дарят очередному имениннику песенки, стихи, а тот потчует их сладостями. Кроме того, виновник торжества получает от воспитателя дружеский шарж — рисунок и стихотворение, посвященные именно ему.
Традиция деления лакомства не менее значительна, чем раздача маленьких сувениров. Часто дети приносят из дома фрукты, конфеты и т. д. В группе создается такая ситуация, что ребенок добровольно с удовольствием угощает сверстников, которые вместе с мной усаживаются в кружок. Перед тем как разделить лакомство, я читаю стихотворе-ние или сказку на эту тему и вызываю малышей на разговор. Таким образом, полученная от воспитателя конфетная обертка, яркая картинка, коробочка, такая же как у всех, долька апельсина или яблока показывают, что здесь ребенка любят и ценят не меньше, чем других детей.
Каждый праздник знаменит своими традициями. Собственно говоря, именно их соблюдение и делает обычный календарный день праздничным. Имея небольшой опыт по тестопластике я предложила детям делать небольшие сувениры к праздникам своими руками из солёного теста. Дети любят работать с тестом, а если это ещё и подарок для близкого человека для них это вдвойне приятно. Так появилась у нас традиция дарить маленький сувенир к празднику, например к дню святого Валентина, мы делали вот такие валентинки. Дети любовались вылепленными сердечками и конечно уверенны, что они наполнят душевным теплом будущих хозяев этих подарков.
Традиция похвалы детей за поступки прошедшего дня практикуется ежедневно, обычно перед ужином. Я предлагаю детям сесть в кружок и поговорить о том, чем хорошим отличился каждый ребенок: Женя быстро оделся после сна, Катя съела кашу, которую терпеть не может, Даша переодела куклу в чистое платье и т. д. Внимание обращается не только на действия и поступки, но и на внешний вид детей : у Саши чистые ручки, у Вани рубашка аккуратно заправлена в шорты, у Лены — красивые косички и т. д. Самое главное, чтобы все дети услышали про себя что-то приятное и другие узнали, какие они замечательные. Затем я беру специально изготовленные из цветного картона отличительные знаки и прикрепляю их на детские шкафчики. Таким образом, каждый ребенок получает поощрение и похвалу за то, чем он порадовал окружающих: Витя уснул быстрее всех — ему звездочка синего цвета, он — звезда сна; Андрей быстрее всех оделся после сна — ему зеленая звезда; Анжела была самая аккуратная и чистая весь день — ей звездочка желтая. В итоге в группе устанавливается атмосфера взаимного уважения и самоуважения, повышается самооценка детей.
Традиция сохранения личных вещей, касается не только одежды ребенка, но и других мелочей, которые он принес из дома. Детям прививается убеждение, к личным вещам товарища нужно относится бережно (не ломать, не рвать, не отбирать, не испачкать и т. д.). А если предмет неуместен в данную минуту, я предлагаю убрать его в шкафчик ребенка.
Традиция Дня достижений помогает детям научиться делать то, чего они еще не умеют: надевать носки, застегивать пуговицы, причесывать волосы и т. д. Ребенок, который научился чему-то новому, получает похвалу и поощрение в виде песенки или стихотворения, а также громких аплодисментов.
Итоги подводятся каждый день. Добрых дел ребенок может совершить целое множество: поделиться конфетой, помочь своему другу, защитить пожалеть, когда плохо, оказать помощь и т. д. Главное, надо заметить, оценить, поддержать, похвалить, можно даже погладить или просто пожать ему руку.
Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, проводятся беседы, консультации, родительские собрания, Дни открытых дверей. Все мои советы для родителей не остаются без внимания. Наша общая цель сделать все для того, чтобы ребенок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом, создать условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям. В нашей группе принято оформлять различные стенды.
Традиция оформления фотостендов сплачивает не только детей, но и родителей, используются как домашние, так и садиковые фотографии. Дети очень эмоционально реагируют на снимки, если видят там себя или своих близких, гордятся этим и радуются. В итоге у них повышается самооценка и растет авторитет среди сверстников.
Используется в работе и традиция семейного рисования. Родителям предлагается тема, например, «Нарисуй потешку», и они иллюстрируют какую-то из них, обязательно привлекая к работе ребенка. В результате, когда воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки и читает потешки, малыши радуются, видя итоги работы своей семьи. Есть у нас семейные рисунки и на другие темы: «Хорошо в саду живем», «Мой дом» .
Вот такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию доброжелательных отношений у детей и создает добрый микроклимат в группе. Мы уже имеем положительный опыт общения, который уже меньше приводит к конфликтам.
Я думаю, что те традиции, которые мы установили в своей группе, помогут развитию у детей гуманных чувств, формированию этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
Но и самое главное это доброжелательная улыбка воспитателя, добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание доброго микроклимата в группе - все это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребенка.
«Я желаю, чтобы с вами
Детям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на детей,
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К детям будете добры вы –
Дети будут к вам добры!».
Ерёмина Светлана Викторовна
Воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок» комбинированного вида структурное обособленное подразделение «Улыбка»
Республика Мордовия Ардатовский район город Ардатов