татьяна солдатова
Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления
▼ Скачать + Заказать документы
«Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления»
Солдатова Татьяна Николаевна
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/сад № 56 г. о. Самара
443099 г. Самара, ул. Фрунзе 79
Т (с) 8-927-736-94-97
e-mail : htrcdcfle@yandex.ru
Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение взрослых с ребенком. В связи с этим речь детей, как эффективное средство коммуникации - не выполняет своей функции.
Коммуникабельность единодушно признаётся российскими и зарубежными исследователями как одно из базовых качеств личности.
Публикация «Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления» размещена в разделах
Речь является показателем не только общей культуры ребёнка, но и его умственного, нравственного и эстетического развития.
Сегодня все педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Есть ли сегодня потребность в инновациях?
Конечно, да! Ведь потребность проявляется только тогда, когда проявляется необходимость в решении какой либо проблемы.
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к развитию детей.
ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.
Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на психическое развитие ребёнка, что является залогом успешной адаптации и социализации в современном российском обществе.
В основе развития механизма связного устного высказывания находится система скоординированных внутренних действий ряда анализаторов, способность прогнозировать высказывание и обеспеченность этого высказывания словарём. При наличии этих факторов у ребёнка возникает мотивация к высказыванию, без которой речь невозможна.
ФГОС ставит перед образованием задачу - развитие детей через ведущий вид деятельности – игру. Как научить ребёнка играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребёнка? Как с помощью игры активизировать речь детей?
С нашей точки зрения, этому поможет театр.
Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство.
С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Это самый распространённый вид детского творчества. Он близок и понятен ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение, потому что связан с игрой. Обучение в форме игры может быть интересным и должно быть занимательным.
Но всякое ли развитие способно заглянуть в будущее, помочь ребёнку ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах? Традиционный - информационный метод обучения детей не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей, не мотивирует способность прогнозировать высказывание.
Поэтому в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, необходимо использовать сочетания различных способов развития с привлечением дополнительных источников положительной мотивации.
Важной стороной в педагогической технологии является позиция взрослого по отношению к ребёнку «Не рядом с ним, не над ним, а мы вместе!»
Сочетание различных мотивов в работе с дошкольниками возможно только в игре, которая является основным видом деятельности дошкольника.
Наиболее оптимальным средством, воздействующим на развитие ребёнка, является такой вид деятельности как творческая игра – игра-театрализация.
Театральная деятельность помогает детям эмоционально раскрепощаться, развивать выразительность речи, а исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Совместная театрализованная деятельность ребят и взрослых
оказывает воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребёнка, повышает речевую активность. Формирует осознанные умения и навыки генерирования связных высказываний, помогает усвоить правила смысловой, содержательной организации высказывания.
С социально- педагогической точки зрения театрализация многофункциональна, т. е. она выполняет функцию социализации
(приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту, креативную функцию (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление, а так же лексико-образную.
Перечисленные функции способствуют быстрейшей социализации детей, а лексикобразная функция дополнительно активизирует и развивает слухоречевую память ребёнка.
Изучая данную проблему у группы специалистов нашего МБДОУ возникла необходимость в новом технологическом аспекте рассмотреть проблему коррекции связной речи с помощью педагогической технологии театрализованных игр.
Систематизировав наработки по этому направлению, и разработав диагностический материал, мы создали авторскую программу
«Театральная радуга», целью которой является - активизация речи детей, посредством театрализованной деятельности, предусматривающей интеграцию действий узких специалистов логопеда и психолога.
В программе реализуются принципы дошкольной коррекционной педагогики в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения детей с ОНР :
- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения.
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность ребёнка
(игру, стимулирующий психические процессы, личностное развитие ребёнка с отклонением в развитии, и формирующий у него интегративные качества.
- принцип интеграции и взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его постепенности.
Задачи в своей программе мы реализуем через инсценировки, проигрывания речевых и пластических этюдов, при работе над упражнениями пальчиковой и психогимнастики, при работе с произведениями малых художественных форм (беседы по прочитанному, просмотры видиороликов и видеопрезентаций, инсценировки песен др. форм литературного творчества, придумывание историй, решение проблемных ситуаций, игры с движением, ролевые диалоги, пантомимы, упражнения на воображение, игры «Изобрази героя», подбор и характеристика музыки к частям сюжета или к образам героев, тематические досуги, костюмированные праздники и многое другое.)
Для реализации такого подхода мы создали пошагово описанную систему игровых заданий, связав их воедино с комплексно-тематическим планированием всего ДОУ.
Программа получила положительную рецензию, нарабатывается среди педагогов детского сада. Получая положительные результаты среди наших воспитанников - растёт позитивное изменение профессиональной компетентности сотрудников ДОУ, повышается уровень педагогов в овладении современными образовательными технологиями, появляется активное желание в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта.