МААМ-картинки

Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления

татьяна солдатова
Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления
▼ Скачать + Заказать документы

«Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления»

Солдатова Татьяна Николаевна

учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/сад № 56 г. о. Самара

443099 г. Самара, ул. Фрунзе 79

Т (с) 8-927-736-94-97

e-mail : htrcdcfle@yandex.ru

Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение взрослых с ребенком. В связи с этим речь детей, как эффективное средство коммуникации - не выполняет своей функции.

Коммуникабельность единодушно признаётся российскими и зарубежными исследователями как одно из базовых качеств личности.

Публикация «Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления» размещена в разделах

Речь является показателем не только общей культуры ребёнка, но и его умственного, нравственного и эстетического развития.

Сегодня все педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Есть ли сегодня потребность в инновациях?

Конечно, да! Ведь потребность проявляется только тогда, когда проявляется необходимость в решении какой либо проблемы.

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к развитию детей.

ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.

Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на психическое развитие ребёнка, что является залогом успешной адаптации и социализации в современном российском обществе.

В основе развития механизма связного устного высказывания находится система скоординированных внутренних действий ряда анализаторов, способность прогнозировать высказывание и обеспеченность этого высказывания словарём. При наличии этих факторов у ребёнка возникает мотивация к высказыванию, без которой речь невозможна.

ФГОС ставит перед образованием задачу - развитие детей через ведущий вид деятельности – игру. Как научить ребёнка играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребёнка? Как с помощью игры активизировать речь детей?

С нашей точки зрения, этому поможет театр.

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Это самый распространённый вид детского творчества. Он близок и понятен ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение, потому что связан с игрой. Обучение в форме игры может быть интересным и должно быть занимательным.

Но всякое ли развитие способно заглянуть в будущее, помочь ребёнку ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах? Традиционный - информационный метод обучения детей не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей, не мотивирует способность прогнозировать высказывание.

Поэтому в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, необходимо использовать сочетания различных способов развития с привлечением дополнительных источников положительной мотивации.

Важной стороной в педагогической технологии является позиция взрослого по отношению к ребёнку «Не рядом с ним, не над ним, а мы вместе!»

Сочетание различных мотивов в работе с дошкольниками возможно только в игре, которая является основным видом деятельности дошкольника.

Наиболее оптимальным средством, воздействующим на развитие ребёнка, является такой вид деятельности как творческая игра – игра-театрализация.

Театральная деятельность помогает детям эмоционально раскрепощаться, развивать выразительность речи, а исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Совместная театрализованная деятельность ребят и взрослых

оказывает воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребёнка, повышает речевую активность. Формирует осознанные умения и навыки генерирования связных высказываний, помогает усвоить правила смысловой, содержательной организации высказывания.

С социально- педагогической точки зрения театрализация многофункциональна, т. е. она выполняет функцию социализации

(приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту, креативную функцию (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление, а так же лексико-образную.

Перечисленные функции способствуют быстрейшей социализации детей, а лексикобразная функция дополнительно активизирует и развивает слухоречевую память ребёнка.

Изучая данную проблему у группы специалистов нашего МБДОУ возникла необходимость в новом технологическом аспекте рассмотреть проблему коррекции связной речи с помощью педагогической технологии театрализованных игр.

Систематизировав наработки по этому направлению, и разработав диагностический материал, мы создали авторскую программу

«Театральная радуга», целью которой является - активизация речи детей, посредством театрализованной деятельности, предусматривающей интеграцию действий узких специалистов логопеда и психолога.

В программе реализуются принципы дошкольной коррекционной педагогики в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения детей с ОНР :

- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения.

- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность ребёнка

(игру, стимулирующий психические процессы, личностное развитие ребёнка с отклонением в развитии, и формирующий у него интегративные качества.

- принцип интеграции и взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его постепенности.

Задачи в своей программе мы реализуем через инсценировки, проигрывания речевых и пластических этюдов, при работе над упражнениями пальчиковой и психогимнастики, при работе с произведениями малых художественных форм (беседы по прочитанному, просмотры видиороликов и видеопрезентаций, инсценировки песен др. форм литературного творчества, придумывание историй, решение проблемных ситуаций, игры с движением, ролевые диалоги, пантомимы, упражнения на воображение, игры «Изобрази героя», подбор и характеристика музыки к частям сюжета или к образам героев, тематические досуги, костюмированные праздники и многое другое.)

Для реализации такого подхода мы создали пошагово описанную систему игровых заданий, связав их воедино с комплексно-тематическим планированием всего ДОУ.

Программа получила положительную рецензию, нарабатывается среди педагогов детского сада. Получая положительные результаты среди наших воспитанников - растёт позитивное изменение профессиональной компетентности сотрудников ДОУ, повышается уровень педагогов в овладении современными образовательными технологиями, появляется активное желание в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта.

Публикации по теме:

Проблемы и поиск современных форм сотрудничества в ДОУ В современном мире всё больше родителей интересует вопрос о воспитании подрастающего поколения. Ведь близкие люди хотят видеть своего ребёнка:.

Проблемы речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Пути их решения Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности.

Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления Актуальность темы. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность.

Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления Капризы и упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладевает определенными способами.

Занятие педагога-психолога в подготовительной группе  «Жители волшебной страны чувств. Детские страхи и пути их преодоления» Конспект занятия педагога-психолог в подготовительной к школе группе - детские страхи и пути их преодоления. «Жители волшебной страны чувств».

Консультация для родителей «Адаптация: проблемы и способы преодоления» Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.

Консультация «Проблемы современной семьи и пути их решения» Проблемы современной семьи и пути их решения Все дети нуждаются в эмоциональном контакте с родителями, и последним нужно уметь организовывать.

Педсовет «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Педагогический совет Педсовет на тему «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Цель: Обобщить и.

Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 22:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления» (включая файлы) размещена пользователем татьяна солдатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД