Еремеева Ирина
Консультация для педагогов «Роль игры при подготовке ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«Роль игры при подготовке ребенка к школе»
Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда, развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка - в игре, рисовании, конструировании, пении, танцах. Игровая деятельность- ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жить. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие думают, что чем раньше ребенок начнет читать и писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо - это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе - это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка : «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль игры при подготовке ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Игра для ребенка - это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.
«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, - пишет Б. В. Никитин. - Чтобы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представленьям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее не заменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности - оказывают неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно - ролевые игры оказывают более широкое общеобразовательное влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание с ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т. п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
Какие требования предъявляет школа к ребенку?
Личностное взросление
Школа – это социальный институт, который существует и живет по определенным правилам. Они весьма условны, но ребенок должен быть готов «играть» по ним, понимать и принимать условность ситуации, в которую он попадает.
Ребенок «играет» роль ученика. Задача дошкольных учреждений : подготовить ребенка к освоению нового социального статуса. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Усвоить роль учителя и ученика ребенок может, играя в школу. Если ребенок посещает детский сад, где проводятся специальные занятия, много играет, общается с большим количеством сверстников, то он имеет хороший шанс подготовиться к школе в плане усвоения её социальных норм и требований. Занятия воскресной школы также способствуют успешной адаптации к школе.
В другом варианте в школе у ребенка могут возникнуть следующие трудности:
не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив;
неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо;
чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость.
Причины:
избалованность;
«негативная демонстрация»;
двигательная расторможенность.
Действия родителя:
установить тесный контакт с учителем;
уделять ребенку больше внимания;
замечания свести к минимуму;
лучше таких детей занять в театральных кружках;
использовать спокойный стиль взаимоотношений;
консультация у специалистов (психиатра).
Важнейшим критерием готовности ребенка к школе является желание учиться в ней. Причины здесь могут быть самые важные: стремление поскорей стать большим, и сравняться в правах с другими членами семьи, интерес ко всему новому, желание пробрести новых друзей.
Мотивация:
внешняя;
внутренняя.
Для формирования внутренней мотивации необходимо проявлять живой интерес к тому, что сделал ребенок, что запомнил, что понял, интересоваться не оценками и похвалой учителя, а именно содержанием занятий. Если ребенок научиться объяснять маме, как он решил задачу, почему слово пишется так, а не иначе, все это будет оказывать положительное влияние на развитие у него учебной мотивации.
Не менее важной характеристикой личностной готовности к школе является умение ребенка критически относиться к своим способностям, знаниям, действиям, объективно себя оценивать. Если ребенок не твердо знает буквы, но говорит, что умеет читать, значит, потребности читать, у него еще нет. Если же ребенок говорит : «Я хорошо считаю до 10», это значит, что он не только умеет считать, но адекватно оценивает свои знания, видит их ограниченность, а значит, у него может возникнуть желание и потребность изучать математику.
Вероятные трудности в обучении детей с неадекватной самооценкой:
не выполняет самостоятельно задания или делает их намного хуже;
безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу;
отвечает неуверенно.
Рекомендации родителям:
поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности;
поддерживать доброжелательные взаимоотношения;
найти и обеспечить сферу успеха.
Важнейшей способностью, необходимой для успешного обучения в школе, является то, что психологи называют произвольностью поведения. Произвольность поведения характеризуется умением ребенка управлять своим поведением, организовывать работу. В детском саду произвольность формируется через игру, коллективные занятия, на которых можно обучить ребенка подчинять свои действия разным правилам, воспроизводить образец, строить и выполнять сложные последовательности действий. Развитию произвольности способствует самостоятельность. Например, если у ребенка 6-ти лет есть свои маленькие обязанности, пусть очень простые, то такой ребенок оказывается лучше готовым к школе, чем тот, за которого все делают родители.
Интеллектуальная готовность.
Первоклассник должен быть способен выполнять разнообразные интеллектуальные действия: уметь выделять характерные признаки, делать простые умозаключения, сравнивать и обобщать, классифицировать, находить общее и различия.
Показатели интеллектуального развития:
развитие пространственных представлений и образного мышления (этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания);
умение ориентироваться на систему признаков (этот показатель позволяет выявить, сколько признаков одновременно может учитывать ребенок при выполнении того или иного задания);
развитие знаково-символической функции (этот показатель необходим для усвоения понятий числа, звукобуквенных связей, любого абстрактного содержания).
С интеллектом тесно связано развитие речи ребенка. Ребенок 6-ти лет должен уметь формулировать смысл различных грамматических конструкций, с помощью которых формулируются объяснения на уроке, иметь богатый словарный запас.
При низкой интеллектуальной готовности могут возникнуть трудности с освоением школьной программы.
Причины школьной дезадаптации :
наследственный фактор (индивидуальные различия, касающиеся интеллекта, особенностей темперамента, предрасположенности к неврозам и другим личностным особенностям);
остаточные явления повреждения мозга (нарушения в период внутриутробного развития);
большое значение имеет и общее состояние организма;
важную роль в развитии ребенка играет социальная среда, которая его окружает (редкое общение с ребенком в период становления речи; недостаточные условия для двигательного развития; повышенная опека);
определенную роль в формировании школьных трудностей играют половые различия в созревании мальчиков и девочек, которые обычно не учитываются.
Из выше сказанного можно сделать несколько важных выводов:
чтобы подготовить ребенка к школе, требуется серьезная работа, как детского сада, так и родителей;
если своевременно проконсультироваться со специалистами, оценить сильные и слабые стороны психологической готовности ребенка к школе, получить рекомендации, то у родителей возникнет реальная возможность подготовить своего ребенка к школе таким образом, чтобы он ходил туда с удовольствием, чувствовал себя уверенно и хорошо учился.