Елена Щербакова
Консультация для родителей «О значении игры в подготовке к школе»
▼ Скачать
Психологическая готовность к школе не возникает на подготовительных курсах. Она формируется постепенно, как итог всей дошкольной жизни ребенка.
Какое значение имеет игра в подготовке ребенка к школе?
Как правило, психологическая готовность к школе возникает естественным путем при нормальном развитии дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми как в сюжетно – ролевые игры, так и в игры по правилам. Он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам – образцам, занимается конструкторами, пытается играть на инструментах, и конечно же, слушать сказки, повести и рассказы. Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „О значении игры в подготовке к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Вырастая в такой атмосфере, ребенок к шести годам, а порой и раньше, сам стремится научиться читать и писать, и в этом ему могут помочь окружающие его близкие родственники. Все это происходит естественно.
Чего проще, чтобы все перечисленное выше присутствовало в жизни маленького человека и к моменту поступления в школу ребенок достиг бы нормального развития, именуемого психологами «психологической готовностью к школе». Но как показывают многочисленные беседы с родителями детей, не готовых к школе, игры с мозаикой, кубиками с сюжетными картинками, детским лото, конструирование исчезли из детского обихода. Да и книги, которые читают детям, не всегда способствуют их развитию.
Многие развивающие игры вытеснены дорогими электронными игрушками, которые очень привлекательны на первых порах, но вскоре надоедают друг другу, из – за невозможности многофункционального использования. А именно этой многофункциональностью ценны традиционные детские игрушки, так как они способствуют развитию в игре функций обозначения и замещения, оказывающих существенное влияние на развитие интеллекта.
Малыши в основном обучаются игре по нескольким стандартным сюжетам, для некоторых существуют шаблонные наборы игрушек (больница, парикмахерская, магазин).И здесь игрушки в виде точных копий предметов окружающего мира препятствуют развитию обозначения и замещения, что опять – таки отрицательно сказывается на развитии интеллекта. В трудах отечественных психологов убедительно показаны роль и значение игры в жизни дошкольников. Именно в игре развивается психика ребенка. Только исчерпав свои возможности, игра как ведущая деятельность уступает место обучению. В дошкольном возрасте в норме хорошо развита механическая память. В связи с этим ребенку 5 – 6 лет не представляет особого труда освоить порядковый счет, если взрослый уделяет этому обучению внимание. Но в интеллектуальном и личностном развитии дошкольника это умение мало что изменит. Воспроизведение по памяти заученной последовательности цифр не означает, что ребенок подготовлен к усвоению математики.
Обобщению и сравнению дошкольники в обычной жизни учатся, играя в развивающие игры. Но при всей очевидной важности игры для детского развития она уходит из нашей жизни. Почему?
1. Игра появляется как самостоятельная деятельность в тот период жизни ребенка, когда он не занят никаким другим полезным видом деятельности.
2. Все меньше уделяется внимание обучения детей игре. Родителям некогда играть с детьми, они слишком заняты на работе и дома.
3. Удовлетворение потребностей, вызывающих игру, другим образом.
Л. С. Выготский считал, что дети в игре удовлетворяют потребности, которые они в данный момент не могут удовлетворить в жизни. Тему игры ребенок берет из жизни или из художественного произведения, воображая себе ситуацию, в которой ему хочется быть действующим лицом. Для того, чтобы сюжетно – ролевая игра осуществлялась, необходимо свободное время, когда ребенок в одиночку или с другими детьми может играть. Но свободного времени уже почти нет у детей. Связано это с ранним специализированным обучением (секции, музыка, иностранный язык, танцы и т. д.). Кроме того, игра требует много сил, энергии, а уставший ребенок, как правило, не может полноценно играть в сюжетно – ролевую игру, и предпочитают дети удовлетворить свои потребности с минимальными затратами сил, что возможно, например, при просмотре диафильмов, фильмов, когда не требуется напряжения собственной фантазии, а достаточно простого сопереживания героям фильмов.
Подмена игры просмотром фильма часто наблюдается и у тех детей, которые ничем особенно не заняты, но, будучи предоставленными сами себе, предпочитают проводить большую часть времени у экрана телевизора. Подмена живых игр «телевизионным» приводит к снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной потребности.