Светлана Ярмоленко
Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди общаются друг с другом. Речь помогает человеку познавать мир.
Для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность таких психических процессов, как внимание, память, а следовательно, и словесно-логическое мышление.
Поэтому любое нарушение в развитие речи ребенка отражается на его поведении. Дети с ОНР становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми. В дальнейшем, когда дети пойдут в школу, это может негативно сказаться на их общении с окружающими, могут возникнуть проблемы со школьным обучением.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование приемов мнемотехники“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Дети с общим недоразвитием речи не умеют правильно строить монологическую речь. Монологическая речь состоит из отдельных фраз или коротких предложений, которые дети произносят только после наводящих вопросов. Бедная диалогическая речь: дети неспособны грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Выявляются нарушения лексического и грамматического компонентов речи.
Таким детям трудно самостоятельно составить сюжетный или описательный рассказ, пересказать текст.
Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Для того, чтобы процесс обучения был интересным, развивающим, педагоги всегда используют наглядный материал.
Всё вышеперечисленное послужило причиной использования мною мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной речи детей.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель: Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.
Задачи:
1. Познакомить детей с приемами мнемотехники (методом наглядного моделирования).
2. Совершенствовать у детей запоминание последовательности действий.
3. Развивать внимательность и образность мышления.
4. Развивать связную речи через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования.
5. Развивать память через рассказывание стихотворного текста с помощью приемов мнемотехники.
6. Развивать словарь детей.
7. Учить строить предложение и согласовывать слова в нем.
8. Развивать поддержку интереса к развитию связной монологической речи посредством мнемотехники у детей, педагогов и родителей.
Каждому педагогу известно, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту.
Использование мнемотаблиц на занятиях ФЦКМ, чтение художественной литературы позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами. Использование опорных рисунков для обучения пересказу, составлению рассказов увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.
Работа ведется по принципу: от простого к сложному. В первую очередь необходимо показать наглядность и ее виды. Самый простой вид мнемотехники - картинка. Следующий этап использования мнемотехнических приемов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово или короткое предложение. За освоением мнемоквадрата идет мнемодорожка – картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» - последовательность, по которой дети одеваются на улицу.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивали обучающие мнемотаблицы. Мнемотаблицы - рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Чтобы детям было легче и интереснее осваивать таблицы, можно рисовать их совместно с детьми. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою (лиса рыжая, ягода красная, изображать персонажи в графическом виде ( лиса состоит из оранжевых геометрических фигур: треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.). В таблицах применяются понятные и известные образы.
Необходимо познакомить детей со структурой работы с мнемотаблицами.
1-й этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2-й этап: Осуществление перекодирования информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.
3-й этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или составление рассказа.
Мы используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, временах года и др. При составлении описательного рассказа по предмету, мы обращаем внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Описательные рассказы составлялись детьми в начале занятия или в его конце.
Большой эффект использования мнемотаблиц достигается при заучивании стихотворений и загадок. Суть работы с детьми заключалась в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение или загадка зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение или загадку целиком. В начале мы предлагаем готовую схему, а по мере обучения дети включаются в процесс создания своей схемы.
Чтобы дети запоминали пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Они помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.
Мнемотехника многофункциональна. На основе ее мы создали дидактические игры («Лото», «Собери мнемоквадрат», «Расставь по порядку»).
Опыт работы показал, что овладение средствами мнемотехники доставляют детям огромную радость и вызывают интерес и желание говорить. Они с удовольствием самостоятельно изготавливают схемы, мнемотаблицы, не испытывая никаких трудностей. Дети готовы многократно рассказывать с помощью схемы или мнемотаблицы. У них есть желание создавать все новые и новые мнемотаблицы по разным сказкам, рассказам и стихотворениям. Каждый ребенок демонстрирует свое умение в изготовлении схемы или таблицы и соответственно в умении рассказать с ее помощью.
Список литературы
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение [Текст] : Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - М. : Мозайка-Синтез, 2004. – 272с.
2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] : Книга для воспитателей / Т. В. Большова. - Спб. ,2005. - 71с.
3. Выгодский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : Книга для студентов педвузов / Л. С. Выгодский. – М. : «Лабиринт», - 1999. – 352с.
4. Омельченко, Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] : // Л. В. Омельченко. Логопед, 2008. - №4. - с. 102 -115.
5. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] : Учебно – методическое пособие / Т. Б. Полянская. - Спб., «Детство - пресс», 2009. - 20с.
6. Ткаченко,Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] : Учебно – методическое пособие / Ткаченко Т. А. - М., Эксмо, - 2006. – 21с.
7. Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам [Текст] : // Н. Чохонелидзе. «Обруч», 2006. - № 3.
8. Омельченко, Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] : // Логопед, 2008. - №4. - С. 102 -115.