Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Формирование приемов самоконтроля у детей шестилетнего возраста в процессе ООД»

Шепелева Мария
Консультация для педагогов «Формирование приемов самоконтроля у детей шестилетнего возраста в процессе ООД»
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Одним из целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования является предпосылка к формированию учебной деятельности – умение планировать свои действия, учить детей самоконтролю : оценивать свою деятельность, сравнивать результат с образцом.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование приемов самоконтроля у детей шестилетнего возраста в процессе ООД“» размещена в разделах

Возникновение у ребенка самоконтроля является важным условием и в развитии учебной деятельности: ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь образцом и правилом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия дошкольников, в их психике.

Важным компонентом саморегуляции является самоконтроль Исследование развития контрольной функции, ответственной за четкое и полное выполнение правила, следование образцу действия, анализ тех условий, которые обеспечивают усвоение и самостоятельное использование ребенком контрольных средств для регуляции собственной деятельности, имеет большое значение в контексте изучения общих проблем и закономерностей развития произвольных процессов (Д. Б. Эльконин, Е. А. Бугримеяко и др.).

Для успешности интеллектуальной деятельности детям необходимо овладеть процессами планирования, текущего контроля за деятельностью, предвидения результатов. Несформированность саморегуляции порождает неуспеваемость в плане не усвоения знаний в заданном темпе, недостаточную продуктивность интеллектуальной деятельности.

Самоконтроль - действие, направленное на достижение соответствия способа учения и способа решения познавательной и практической задачи.

Результата заданному эталону (самоконтроль в форме произвольного внимания, а при его отсутствии цели деятельности (упреждающий и рефлексивный самоконтроль) на основе сличения, оценки и коррекции.

Шестилетние дошкольники находятся в периоде возрастного кризиса, имеют необходимые психологические предпосылки для начала постепенного перехода к учебной деятельности. В работах У. В. Ульенковой, рассматривалось формирование саморегуляции в аспекте общей способности к учению. Так, как автор считает, что саморегуляция является важным фактором протекания интеллектуальной деятельности детей шести лет.

Сформированность саморегуляции как способность к учению находятся в зависимости от степени сформированности действий самоконтроля на основных этапах деятельности:

• принятия или самостоятельной выработки общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;

• реализация деятельности через систему действий и операций;

• сличение полученного результата, оценка и качество достигнутого с позицией запланированного.

Самоконтроль как специфическое проявление саморегуляции служит одним из показателей готовности детей к школе.

Самоконтроль есть акт умственной деятельности человека. Во многих работах самоконтроль определяется как компонент учебной деятельности или как умение контролировать свою деятельность. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода, или его результата, или того и другого вместе – с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимается заданный результат действий, в других – образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций.

В программе развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования действия самоконтроля выделено дважды : среди регулятивных и познавательных действий. Включение самоконтроля в группу регулятивных универсальных учебных действий является традиционно принятым, в то же время включение его в систему познавательных действий предполагает его применение в процессе «открытия нового».

По временному принципу выделяют такие виды самоконтроля :

1. Прогнозирующий (перспективный) самоконтроль. Он выполняется до начала работы. Сличение всех компонентов предстоящей деятельности и своих субъективных возможностей, умение планировать учебную задачу.

2. Пооперационный (пошаговый) самоконтроль. Направлен на проверку правильности промежуточных результатов, выполняется по ходу работы.

3. Итоговый самоконтроль. Результирующий самоконтроль отвечает на вопрос, достигнута ли исходно поставленная цель, предполагает сличение результата действия с образцом.

Если самоконтроль рассматривать контроль как действие, то встает вопрос о его операционном составе, так как, согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева, любое действие состоит из операций. Операционный состав контрольного действия выделен А. И. Раевым. Автор предлагает следующую структуру умственного действия контроля:

1. формулировка цели контроля;

2. определение основных линий, по которым возможен и целесообразен контроль;

3. определение показателей по каждой из намеченных линий, которые могут быть использованы в процессе выполнения действий и которые окажутся пригодными для проверки результатов;

4. фактическая оценка выполняемого или выполненного действия по всем линиям и на основе всех намеченных показателей;

5. оценка результатов действий с точки рения объективных и субъективных возможностей его выполнения;

6. определение, на основе предшествующей оценки, перспектив получения более высоких результатов.

Формирование действий самоконтроля осуществляется на основе психологического содержания в соответствии с этапом деятельности, уровня развития детей.

Выделяют три этапа действия самоконтроля :

1. Этап принятия задания. Действие самоконтроля формируется на ориентировочной основе: запоминание, что сделать, чтобы выполнить задание.

На данном этапе организуются практические действия: повторение задания, оценить правильность повторения задания детьми, оценить правильность выполнения задания в начале выполнения. Внимание детей направляется на способы выполнения данного задания, используя приемы такие как : проговаривание выполнения задания вслух для всех детей или шепотом для себя, проверка на данной основе своих действий.

2. Этап выполнения задания. Данный этап формируется на основе вспоминания задания и проверки выполнения по заданному правилу. Организуется контроль за ходом выполнения задания: самопроверка по воспроизведенному правилу, проверка работ друг у друга. Действие будет сформированным тогда, когда дети работают уверенно, молча, при допущении ошибок исправляют самостоятельно. Педагог оказывает внимание тем детям, которые испытывают трудности.

3. Объективная оценка полученного результата – сличение его с образцом. Создается ориентировочная основа действия самоконтроля : вспоминания задания по каким правилам надо было выполнить данное задание, анализ выполненных и не выполненных правил.

Таким образом, дети учатся оценивать выполнения своей работы в соответствии с заданными правилами.

Публикации по теме:

Формирование нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста в процессе элементарной трудовой деятельности .

Формирование фонетической стороны речи у детей старшего возраста в процессе НОД Открытое занятие по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе. Подготовила: учитель-логопед Петрушова Наталья.

Использование в образовательном процессе здоровье сберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей. Чтобы сохранить физическое здоровье детей, поддержать положительно эмоциональный настрой мы в своей работе используем здоровье сберегающие.

Консультация для педагогов. Формы игры в образовательном процессе детского сада Консультация Формы игры в образовательном процессе детского сада В развитии ребёнка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному.

Консультация для педагогов и родителей. Дыхательная гимнастика-один из вспомогательных приемов работы с детьмиКонсультация для педагогов и родителей. Дыхательная гимнастика-один из вспомогательных приемов работы с детьми Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы» Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно – оздоровительной работы» Прежде чем начать говорить о взаимодействии.

Консультация для родителей и педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Связная речь - развёрнутое изложение мыслей,.

Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации. Преодоление.

Развитие самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста в процессе ФЭМП Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование приемов самоконтроля у детей шестилетнего возраста в процессе ООД»
Опубликовано: 31 января 2017 в 18:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формирование приемов самоконтроля у детей шестилетнего возраста в процессе ООД»» (включая файлы) размещена пользователем Шепелева Мария в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД