Ирина Шошина
Консультация для педагогов «Эффективные методы развития межполушарного взаимодействия в развитии дошкольников»
▼ Скачать
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ :
«ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Современный подход в системе дошкольного образования нацелен на поиск и применение инновационных комплексных методик, направленных на гармоничное развитие личности ребенка для последующего успешного обучения в школе и адаптации в социальной среде. Одной из таких методик является развитие межполушарного взаимодействия, необходимое для успешного протекания всех психических процессов.
Публикация «Консультация для педагогов „Эффективные методы развития межполушарного взаимодействия в развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Головной мозг представлен парной работой двух полушарий, соединенной системой связок (комиссур). Известно, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, творческое образное, – отвечает за координацию движений тела, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, аналитическое, логическое, знаковое, речевое,– отвечает за слуховое восприятие, постановку целей и построений программ. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей сенсорной информации, поступающей из противоположной половины тела. Распределение активности между полушариями постоянно чередуются.
Современные исследования показывают, что деятельность головного мозга становится тем эффективнее, чем лучше полушария взаимодействуют между собой и активнее обмениваются информацией. Правое и левое полушария функционируют по-разному, но в основе успешного выполнения любого вида деятельности лежит их взаимная дополняемость и сотрудничество.
Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи, что нарушает нормальную работу всех психических процессов. Сензитивный период для развития межполушарного взаимодействия приходится на дошкольный возраст, когда кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.
Признаки недостаточного развития межполушарного взаимодействия у детей 5–8 лет :
• нескоординированная работа рук;
• несформированная ведущая рука, что выражается в обоерукости (амбидекстрии) или псевдолеворукости;
• соскальзывание глаз со строки текста;
• феномен зеркального восприятия (считывание информации с листа справа налево и снизу вверх);
• низкий уровень фонематического слуха (неточное восприятие слов и звуков, непонимание смысла речи);
• интеллектуальная недостаточность;
• снижения когнитивных функций;
• низкая стрессоустойчивость: тревожность, плаксивость, перепады настроения.
Научные исследования, проводимые в психологии и нейрофизиологии, выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система – образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
Систематическое выполнение кинезиологических упражнений (нейрогтмнастики, состоящих из комплекса движений для крупной и мелкой моторики, позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий и синхронизировать их работу, тем самым способствуя не только улучшению интеллектуальных способностей, но и коррекции нарушений в различных областях психики.
Все кинезиологические упражнения делятся на четыре группы.
Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения».
Примером упражнения из этой группы может служить упражнение «Перекрестные шаги». Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой.
Вторая группа - это упражнения, энергетизирующие тело, т. е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.
Примером упражнения из этой группы может быть упражнение «Энергетическая зевота». Исходное положение: сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти
Третья группа - растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий тела.
Примером упражнений из этой группы может быть упражнение «Слон». Исходное положение: стоя. Встать в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклонить голову к плечу. От этого плеча вытянуть руку вперед, как хобот. Рука рисует «ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев.
Четвертая группа - упражнения, повышающие позитивное отношение, в результате которых повышается способность к организованной деятельности, активизируется работа памяти, учебных навыков.
Например, упражнение «Крюки». Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестить лодыжки ног, как удобно. Затем вытянуть руки вперед, скрестив ладони, друг с другом, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз
Наибольшую результативность кинезиологические комплексы, дают при соблюдении следующих условий:
• систематичность выполнения (занятия проводятся ежедневно, без пропусков);
• работа как левой, так и правой рукой поочерёдно, согласованная работа обеих рук одновременно ;
• точное выполнение детьми движений и приемов;
• постепенное увеличение темпа выполнения и сложности предлагаемых упражнений;
• длительность одного упражнения - не более 1 мин;
• продолжительность занятий до 15 минут в день.
Система работы по развитию межполушарного взаимодействия должна быть включена в ежедневную деятельность группы в качестве утренней гимнастики, а также в качестве динамических пауз на занятиях и в режимных моментах. Нейрогимнастика необходимо выполнять в достаточно медленном, комфортном для детей темпе. Упражнения повторять 3-5 раз, сначала одной рукой, потом другой, затем - двумя. Задача педагога – давать указания чётко и спокойно. Педагог обязательно следит за техникой выполнения упражнений. Все упражнения педагоги выполняли совместно с детьми, постепенно увеличивая сложность и длительность упражнений.
Нейрогимнастика для развития мелкой моторики и межполушарного взаимодействия может быть внедрена в образовательный процесс как тематические нейроминутки, т. е. динамические (кинезиологические) паузы на занятиях, связанные с лексической темой с помощью коротких стихотворений. Например, при изучении темы «Домашние животные» ребенок выполняет попеременные движения рук: ладонь свернуть в кулак, а затем выпрямить указательный палец и мизинец, остальные сжаты в кулак («коза»). Одновременно с движениями рук произносит: «Любит капусту наша коза. Громко жует и смотрит в глаза».
Помимо кинезиологических упражнений эффективными средствами являются пособия для развития межполушарного взаимодействия Т. П. Трясоруковой, пособие-тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия и графомотрных навыков О. А. Давыдовой, а также межполушарные доски и трафареты.
Таким образом, если в дошкольном возрасте осуществлять двуполушарный подход к образованию, проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, что в свою очередь будет являться необходимым условием для более успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования.
Список литературы:
1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. / Т. Г. Визель. - Москва: В. Секачев, 2016. – 263 с.
2. 1. Давыдова О. А. Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков / О. А. Давыдова. – М. : Школьная пресса, 2017.
3. Деннисон П. Гимнастика мозга / П. Деннисон, Г. Деннисон. – М., 1997
4. Семенович А. В. Межполушарное взаимодействие : хрестоматия / А. В. Семенович, М. С. Ковязина. — 2-е изд., испр. и доп. – М. : Генезис, 2018. – 496 с.
5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001.