Ольга Казнина
Консультация для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов МАДОУ «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми» .
Казнина Ольга Юрьевна
Публикация «Консультация для педагогов „Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика для детей представляют собой комплекс упражнений, развивающих мелкую моторику и способствующих формированию речевых навыков. С первых месяцев жизни ребёнка с ним могут заниматься родители — эта методика очень проста и доступна, к тому же не требует специальной подготовки. В программу дошкольных образовательных учреждений помимо прочего часто входит и пальчиковая гимнастика для детей. В детском саду проводятся коллективные занятия в форме весёлой игры. Чем полезны детские пальчиковые гимнастики? Взаимосвязь между упражнениями аналогичными современной пальчиковой гимнастике и развитием творческих и интеллектуальных способностей была известна ещё в глубокой древности. В ХХ веке после более детального исследования строения и работы нервной системы человека, а также серии практических экспериментов, положительный эффект от применения этой методики при воспитании детей получил научное подтверждение. С точки зрения физиологии человека, результаты занятий пальчиковой гимнастикой связаны с тем, что области головного мозга, отвечающие преимущественно за мелкую моторику рук, расположены вблизи речевых центров. По этой причине, стимулируя активность одной части мозга, можно развивать другую. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. Пальчиковые игры оказывают следующее действие: • движения пальцами рук стимулируют активность коры головного мозга, что способствует развитию мышления ребёнка; • развитие мелкой моторики согласует работу речевых центров мозга. Как результат, речь ребёнка в дальнейшем становится более связной, чёткой и логически последовательной. Такая закономерность хорошо прослеживается на некоторых педагогически запущенных детях — у них наблюдается отставание в речевом развитии движения, а движения пальцев не отличаются ловкостью, тонкие манипуляции им почти не доступны; • пальчиковая гимнастика развивает воображение ребёнка, а если взрослый будет рассказывать рифмованную историю нараспев, то ещё и музыкальный слух; • методика формирует способность концентрировать внимание и распределять его на решение действительно актуальных задач. На протяжении всего занятия ребёнок должен внимательно следить за ходом повествования и принимать в нём деятельное участие; • система упражнений развивает память. От малышей требуется запоминать последовательность слов и действий взрослого, а затем максимально точно воспроизводить их самим; • сеансы пальчиковой гимнастики проходят в форме весёлой игры, что помогает наладить тесный психоэмоциональный контакт между маленьким ребёнком и его родителями или педагогом; • стимуляция мелкой моторики в раннем возрасте помогает развить навыки письма, рисования и способности к тонким ремёслам; • по результатам занятий речь ребёнка приобретает большее интонационное и смысловое разнообразие, ровный темп, теряет монотонность. Как проводятся занятия пальчиковой гимнастикой? Программа занятий зависит от возраста ребё нка: • пальчиковая гимнастика для года представляет собой ритмичный массаж кистей рук ребёнка. Взрослый последовательно сжимает, сгибает и разгибает ладонь и каждый палец малыша, при этом рассказывает или напевает небольшое стихотворение. Движения рук должны быть взаимосвязаны с событиями сюжета рассказываемого произведения; • пальчиковая гимнастика для детей 2 лет. В этом возрасте ребёнок уже способен копировать некоторые движения взрослых, но его речевые навыки только начинают формироваться. Занятие начинают с массажа рук. В заключительной части сеанса ребёнок должен повторять жесты и, по возможности, произносимые взрослым слова; • пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет. Из программы занятий исключают массаж. Ребёнок должен точно повторять движения взрослого и произносимые им слова. На занятиях можно использовать перчаточных кукол и игрушки на пальцы, сделав их непосредственными участниками сюжета; • Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет. Взрослый выступает в роли организатора занятий. Основную часть действий должен производить ребёнок. По возможности следует мотивировать малыша на то, чтобы он пытался самостоятельно придумать развитие сюжета. Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Кинезиология – это система упражнений для крупной и мелкой моторики, спосо бствующая развитию умственных способностей. Это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. • «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. • «Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе (картошка, окрошка, гармошка) и др. • «Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз. • «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. • «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». • «Моя рука, твоя рука». Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку. Левое плечо и т. д. • «Перекрёстные движения». Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же др. рукой и ногой. Упражнения проводятся в игровой и шутливой форме по несколько раз в день. Продолжительность каждого сеанса должна составлять около 5-7 минут. Некоторые специалисты рекомендуют проводить занятия на протяжении 1 месяца, а затем делать перерывы в течение примерно 6 месяцев. Однако другие педагоги высказываются в пользу более интенсивной программы. На практике после месяца занятий нужно ориентироваться на интерес ребёнка. Если пальчиковые игры ему наскучили, следует сделать перерыв. Тем не менее не стоит без серьёзных причин прерывать курс гимнастики. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти можно проводить во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения следует подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Каждое упражнение пальчиковых игр абстрактно копирует характерные движения животных, птиц или хорошо известных детям предметов. Также нужно обратить внимание на три момента: • упражнения должны прорабатывать все пальцы, в особенности мизинец и безымянный — в повседневных занятиях они участвуют в меньшей степени, поэтому для им нужна специальная тренировка; • последовательность упражнений подбирается так, чтобы постоянно чередовалось растяжение, сжатие и расслабление мышц кисти рук; • перебирание небольших предметов также способствует развитию мелкой моторики. С этой целью ребёнку можно давать бусины, нанизанные на верёвку, конструкторы и мозаики. Однако нужно следить, чтобы малыш не задохнулся или не подавился мелкими деталями. В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения ребенка пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для детей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого. Такое близкое общение обязательно доставит ребенку море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.