МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте»

иваненко галина
Консультация для педагогов «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте».

Иваненко Г. В. ,

воспитатель МБДОУ ДС № 33

«Аленка» г. Светлоград

Публикация «Консультация для педагогов „Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Во второй младшей группе происходит качественное изменение в деятельности детей. Предметная деятельность уступает ведущую роль игре. Значимое место среди игр занимают сюжетно-ролевые. Научить ребенка четвертого года жизни играть в сюжетно-ролевые игры - ответственное и важное задание педагога. Необходимо так подготовить и организовать игру, чтобы не превратить творческое участие ребенка в просто повторение предложенных взрослым действий. Ведь играя свободно, малыш испытывает радость творчества и воплощенных желаний.

Цель и значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Многие ученые, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Дети, в дошкольном возрасте, лишенные возможности играть вдоволь, свободно, по своему желанию, при поступлении в школу имеют проблемы с успеваемостью, социализацией, склонны к неврозам и агрессии.

Чтобы обеспечить ребенку полноценное проживание всех этапов детства, необходимо удовлетворить его потребность в игре. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является развитие и совершенствование игровой деятельности воспитанников. Это закреплено и в примерных общеобразовательных программах. Это свидетельствует о признании важности игры современными учё ными-педагогами и исследователями детства.

Особое место среди игр дошкольников занимают сюжетно-ролевые, то есть такие, в которых дети добровольно выполняют последовательности взаимосвязанных действий (сюжету) и берут на себя образ (роль) с определёнными обязанностями.

Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей считается высшим проявлением игровой деятельности.

Взрослея, маленький человек стремится занять свое место в мире, все громче заявляя о себе. Он личность, но его возможности значительно ограничены. Главная цель сюжетно-ролевой игры : устранить противоречие между возможностями и стремлениями ребенка, дать ему побыть в роли взрослого, используя доступные действия, материалы, отношения.

К самостоятельной сюжетно-ролевой игре малыши не приходят сразу. Становление игровой деятельности проходит закономерные этапы, различные в каждом возрасте. Период младшего детства, а именно четвертый год жизни, очень важен в искусстве овладения сюжетно-ролевой игрой, и педагогам, работающим с этим возрастом, нужно обращать особое внимание на развитие игровых умений воспитанников. Дети четвертого года жизни переходят от сюжетно-отобразительных игр к ролевым, то есть от умения отображать в игре действия к умению брать на себя роль и следовать ей.

Сюжетно-ролевые игры в этом возрасте способствуют :

• Развитию интеллекта. Игра требует не только создавать сюжетный замысел, но и

следовать ему, подбирая соответствующие действия. Это положительно сказывается на развитии логики, памяти, внимания.

• Активизации речи. Ребёнок не может играть, не общаясь со сверстниками, он должен

взаимодействовать с ними, в том числе и посредством речи. Если малышам интересна игра и они хотят ее развития, продолжения, их речь активизируется, и даже молчуны вступают в игровые диалоги с товарищами. Играя в режиссерскую игру с куклой или другим персонажем, ребенок тоже строит диалог, произнося реплики от своего имени и от имени игрушки.

• Социализации. Дети младшего дошкольного возраста обычно выбирают игры о том, что

им наиболее близко и знакомо: о семье, детском саду. Способствовать расширению представлений о социуме, вводя новые темы игр — задача воспитателя. Он предлагает игры «Строительство», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», чтобы обогатить представление детей о профессиях, их пользе для общества, а также с целью научить малышей воспроизводить профессиональные действия взрослых, воспитывать интерес и уважение к труду. Именно в сюжетной игре детишки получают представление о том, как вести себя в различных жизненных ситуациях, формируют опыт общения с окружающими.

• Развитию творчества, воображения, умения импровизировать. Соединить в игре

события реальной жизни и творчески их интерпретировать уже под силу детям четвёртого года жизни. Обычно, воображая что-то в игре, дети воплощают свои желания, мечты: мы стали умелыми, сильными, испекли большой вкусный торт, позвали много гостей, купили в магазине много игрушек и т. д. Или же представляют себя в роли любимого персонажа мультфильма, сказки, выполняют действия от их имени: летают, как феи, строят высокие дома, как роботы. Такое игровое поведение не только приносит детям удовольствие и развивает творческие способности, но и служит отличным средством эмоциональной разгрузки.

Подготовка сюжетно-ролевой игры

Проведению сюжетной игры предшествует тщательная подготовка. Воспитатель должен продумать такие вопросы:

• Место проведения. Обычно сюжетно-ролевые игры устраивают в помещении группы, в

игровой зоне. Но летом их лучше проводить на свежем воздухе, поэтому игрушки и прочее оборудование выносят на участок, выбирая затененное место, где ребятам не будут мешать те, кто занимается свободными или подвижными играми: павильон, беседку.

• Оборудование. Воспитатель готовит как игрушки и материалы, так и элементы

костюмов: шапочки и фартуки поваров, парикмахеров, каски строителей и др., а также предметы-заместители. Последние используются в разных играх, а хранить их можно в ящиках или контейнерах, выставляя во время игры. Детей следует с младшего возраста учить бережно использовать оборудование, не ломать игрушки, а после игр складывать всё на место.

Методы и приёмы привлечения интереса детей к игре. Это могут быть беседа, загадка,

показ иллюстраций, создание проблемной ситуации.

• Усложнение в игре. Повторяясь, сюжетно-ролевая игра должна обязательно содержать

какое-либо усложнение, новшество, чтобы не только забавлять, но и развивать детей. Например, повторно играя в игру «Магазин», следует выбирать новые товары для продажи: овощи и фрукты, кукольную одежду и мебель, игрушечную бытовую технику, продукты, книги. Каждый раз, планируя проведение сюжетной игры, воспитатель продумывает, чему новому научатся дети, какой игровой навык усовершенствуют.

Руководство сюжетно-ролевыми играми во второй младшей группе

Для того чтобы дети увлеклись игрой и смогли воплотить игровой замысел, они должны накопить жизненный опыт, который потом смогут перенести в игру. Для этого в детском саду организуют:

• Наблюдения за трудом взрослых (помощника воспитателя, дворника, музыкального

руководителя, играми детей других групп, явлениями общественной жизни (в детский сад привезли продукты, детей забирают домой, прохожие идут мимо участка группы и т. д.).

• Экскурсии в кабинет медсестры, прачечную, на кухню, на стройку.

• Целевые прогулки по близлежащим улицам. Во время них воспитатель обращает

внимание детей на разнообразие зданий, транспорта, различных заведений (магазин, кафе, аптека, рассказывает кратко об их предназначении, пользе, особенностях.

• Чтение и разучивание художественных произведений. Разучив потешку, колыбельную,

стихотворение о профессии, дети с удовольствием используют их в соответствующей игре.

• Упражнения «Поделись игрушкой», «Какая посуда столовая, а какая чайная?» и другие.

Поскольку дети стали старше, короткие отобразительные игры раннего возраста типа «Одень куклу», «Застели кукле постель», «Погрузи кубики в машину» сами по себе им неинтересны, легки и не содержат материала для развития. Но навыки, которые в них отрабатываются, полезны при проведении сюжетно-ролевых игр. Так, чтобы пойти с куклами на прогулку, их необходимо сначала одеть, а чтобы устроить день рождения игрушек, нужно знать, какую посуду поставить на стол и как его сервировать. Для игры «Строители» нужно уметь укладывать кубики в кузов машины и так далее.

Когда игра начата, руководство не должно оставаться непрямым. Указывать, настойчиво рекомендовать что-либо нельзя, дети могут потерять интерес к игре, поскольку в этом виде деятельности они самовыражаются, проявляют себя, а не следуют чужим инструкциям.

Руководить игрой воспитатель может, лишь став ее участником, взяв на себя какую-нибудь роль и выполняя игровые действия. Поэтому очень ценными качествами педагога являются умение играть и строить игровые диалоги.

Цель участия воспитателя в сюжетно-ролевой игре : научить детей младшего дошкольного возраста принимать на себя игровую роль и строить игровые диалоги. Всё это он показывает на личном примере. Участие педагога в ролевой игре проходит такие этапы:

• Исполнение главной роли. Воспитатель организует игру и берет на себя основную роль

(доктор, продавец, предлагая детям исполнить зависимые роли: пациент, покупатель.

• Участие на второстепенных ролях. Воспитатель организует игру или подключается к

уже играющему ребенку, предлагая себя в качестве партнера со вспомогательной ролью. Например, если педагог видит мальчика, изображающего шофера, то обращается к нему с предложением: «Ты будешь водителем, покатай меня на своей машине, отвези продукты в магазин, материалы на стройку, а я помогу тебе их погрузить».

«Замыкание» ролей, исполняемых детьми, в одной игре. К примеру, одна девочка играет

с куклой, вторая с игрушечной посудой. Воспитатель говорит: «Оля, ты играешь со своей дочкой? Ты мама? А вот Ира готовит вкусный обед. Ира, ты хочешь пригласить в гости Олю и ее дочку, угостить их обедом? (Дети с радостью примут такое развитие сюжета). У Иры тоже есть дочка, кукла Маша. Дочки Иры и Оли обязательно подружатся, и будут вместе гулять». Когда игровая пара образуется, педагог может взять на себя эпизодическую роль (А я буду тётей, помогу помыть фрукты, накрою на стол) или остаться наблюдателем, к которому дети обратятся за помощью, если развитие сюжета остановится.

Публикации по теме:

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Ваши непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда вы готовы уделить.

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 23 октября 2021 в 18:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем иваненко галина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД