иваненко галина
Консультация для педагогов «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте».
Иваненко Г. В. ,
воспитатель МБДОУ ДС № 33
«Аленка» г. Светлоград
Публикация «Консультация для педагогов „Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Во второй младшей группе происходит качественное изменение в деятельности детей. Предметная деятельность уступает ведущую роль игре. Значимое место среди игр занимают сюжетно-ролевые. Научить ребенка четвертого года жизни играть в сюжетно-ролевые игры - ответственное и важное задание педагога. Необходимо так подготовить и организовать игру, чтобы не превратить творческое участие ребенка в просто повторение предложенных взрослым действий. Ведь играя свободно, малыш испытывает радость творчества и воплощенных желаний.
Цель и значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Многие ученые, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Дети, в дошкольном возрасте, лишенные возможности играть вдоволь, свободно, по своему желанию, при поступлении в школу имеют проблемы с успеваемостью, социализацией, склонны к неврозам и агрессии.
Чтобы обеспечить ребенку полноценное проживание всех этапов детства, необходимо удовлетворить его потребность в игре. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является развитие и совершенствование игровой деятельности воспитанников. Это закреплено и в примерных общеобразовательных программах. Это свидетельствует о признании важности игры современными учё ными-педагогами и исследователями детства.
Особое место среди игр дошкольников занимают сюжетно-ролевые, то есть такие, в которых дети добровольно выполняют последовательности взаимосвязанных действий (сюжету) и берут на себя образ (роль) с определёнными обязанностями.
Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей считается высшим проявлением игровой деятельности.
Взрослея, маленький человек стремится занять свое место в мире, все громче заявляя о себе. Он личность, но его возможности значительно ограничены. Главная цель сюжетно-ролевой игры : устранить противоречие между возможностями и стремлениями ребенка, дать ему побыть в роли взрослого, используя доступные действия, материалы, отношения.
К самостоятельной сюжетно-ролевой игре малыши не приходят сразу. Становление игровой деятельности проходит закономерные этапы, различные в каждом возрасте. Период младшего детства, а именно четвертый год жизни, очень важен в искусстве овладения сюжетно-ролевой игрой, и педагогам, работающим с этим возрастом, нужно обращать особое внимание на развитие игровых умений воспитанников. Дети четвертого года жизни переходят от сюжетно-отобразительных игр к ролевым, то есть от умения отображать в игре действия к умению брать на себя роль и следовать ей.
Сюжетно-ролевые игры в этом возрасте способствуют :
• Развитию интеллекта. Игра требует не только создавать сюжетный замысел, но и
следовать ему, подбирая соответствующие действия. Это положительно сказывается на развитии логики, памяти, внимания.
• Активизации речи. Ребёнок не может играть, не общаясь со сверстниками, он должен
взаимодействовать с ними, в том числе и посредством речи. Если малышам интересна игра и они хотят ее развития, продолжения, их речь активизируется, и даже молчуны вступают в игровые диалоги с товарищами. Играя в режиссерскую игру с куклой или другим персонажем, ребенок тоже строит диалог, произнося реплики от своего имени и от имени игрушки.
• Социализации. Дети младшего дошкольного возраста обычно выбирают игры о том, что
им наиболее близко и знакомо: о семье, детском саду. Способствовать расширению представлений о социуме, вводя новые темы игр — задача воспитателя. Он предлагает игры «Строительство», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», чтобы обогатить представление детей о профессиях, их пользе для общества, а также с целью научить малышей воспроизводить профессиональные действия взрослых, воспитывать интерес и уважение к труду. Именно в сюжетной игре детишки получают представление о том, как вести себя в различных жизненных ситуациях, формируют опыт общения с окружающими.
• Развитию творчества, воображения, умения импровизировать. Соединить в игре
события реальной жизни и творчески их интерпретировать уже под силу детям четвёртого года жизни. Обычно, воображая что-то в игре, дети воплощают свои желания, мечты: мы стали умелыми, сильными, испекли большой вкусный торт, позвали много гостей, купили в магазине много игрушек и т. д. Или же представляют себя в роли любимого персонажа мультфильма, сказки, выполняют действия от их имени: летают, как феи, строят высокие дома, как роботы. Такое игровое поведение не только приносит детям удовольствие и развивает творческие способности, но и служит отличным средством эмоциональной разгрузки.
Подготовка сюжетно-ролевой игры
Проведению сюжетной игры предшествует тщательная подготовка. Воспитатель должен продумать такие вопросы:
• Место проведения. Обычно сюжетно-ролевые игры устраивают в помещении группы, в
игровой зоне. Но летом их лучше проводить на свежем воздухе, поэтому игрушки и прочее оборудование выносят на участок, выбирая затененное место, где ребятам не будут мешать те, кто занимается свободными или подвижными играми: павильон, беседку.
• Оборудование. Воспитатель готовит как игрушки и материалы, так и элементы
костюмов: шапочки и фартуки поваров, парикмахеров, каски строителей и др., а также предметы-заместители. Последние используются в разных играх, а хранить их можно в ящиках или контейнерах, выставляя во время игры. Детей следует с младшего возраста учить бережно использовать оборудование, не ломать игрушки, а после игр складывать всё на место.
• Методы и приёмы привлечения интереса детей к игре. Это могут быть беседа, загадка,
показ иллюстраций, создание проблемной ситуации.
• Усложнение в игре. Повторяясь, сюжетно-ролевая игра должна обязательно содержать
какое-либо усложнение, новшество, чтобы не только забавлять, но и развивать детей. Например, повторно играя в игру «Магазин», следует выбирать новые товары для продажи: овощи и фрукты, кукольную одежду и мебель, игрушечную бытовую технику, продукты, книги. Каждый раз, планируя проведение сюжетной игры, воспитатель продумывает, чему новому научатся дети, какой игровой навык усовершенствуют.
Руководство сюжетно-ролевыми играми во второй младшей группе
Для того чтобы дети увлеклись игрой и смогли воплотить игровой замысел, они должны накопить жизненный опыт, который потом смогут перенести в игру. Для этого в детском саду организуют:
• Наблюдения за трудом взрослых (помощника воспитателя, дворника, музыкального
руководителя, играми детей других групп, явлениями общественной жизни (в детский сад привезли продукты, детей забирают домой, прохожие идут мимо участка группы и т. д.).
• Экскурсии в кабинет медсестры, прачечную, на кухню, на стройку.
• Целевые прогулки по близлежащим улицам. Во время них воспитатель обращает
внимание детей на разнообразие зданий, транспорта, различных заведений (магазин, кафе, аптека, рассказывает кратко об их предназначении, пользе, особенностях.
• Чтение и разучивание художественных произведений. Разучив потешку, колыбельную,
стихотворение о профессии, дети с удовольствием используют их в соответствующей игре.
• Упражнения «Поделись игрушкой», «Какая посуда столовая, а какая чайная?» и другие.
Поскольку дети стали старше, короткие отобразительные игры раннего возраста типа «Одень куклу», «Застели кукле постель», «Погрузи кубики в машину» сами по себе им неинтересны, легки и не содержат материала для развития. Но навыки, которые в них отрабатываются, полезны при проведении сюжетно-ролевых игр. Так, чтобы пойти с куклами на прогулку, их необходимо сначала одеть, а чтобы устроить день рождения игрушек, нужно знать, какую посуду поставить на стол и как его сервировать. Для игры «Строители» нужно уметь укладывать кубики в кузов машины и так далее.
Когда игра начата, руководство не должно оставаться непрямым. Указывать, настойчиво рекомендовать что-либо нельзя, дети могут потерять интерес к игре, поскольку в этом виде деятельности они самовыражаются, проявляют себя, а не следуют чужим инструкциям.
Руководить игрой воспитатель может, лишь став ее участником, взяв на себя какую-нибудь роль и выполняя игровые действия. Поэтому очень ценными качествами педагога являются умение играть и строить игровые диалоги.
Цель участия воспитателя в сюжетно-ролевой игре : научить детей младшего дошкольного возраста принимать на себя игровую роль и строить игровые диалоги. Всё это он показывает на личном примере. Участие педагога в ролевой игре проходит такие этапы:
• Исполнение главной роли. Воспитатель организует игру и берет на себя основную роль
(доктор, продавец, предлагая детям исполнить зависимые роли: пациент, покупатель.
• Участие на второстепенных ролях. Воспитатель организует игру или подключается к
уже играющему ребенку, предлагая себя в качестве партнера со вспомогательной ролью. Например, если педагог видит мальчика, изображающего шофера, то обращается к нему с предложением: «Ты будешь водителем, покатай меня на своей машине, отвези продукты в магазин, материалы на стройку, а я помогу тебе их погрузить».
• «Замыкание» ролей, исполняемых детьми, в одной игре. К примеру, одна девочка играет
с куклой, вторая с игрушечной посудой. Воспитатель говорит: «Оля, ты играешь со своей дочкой? Ты мама? А вот Ира готовит вкусный обед. Ира, ты хочешь пригласить в гости Олю и ее дочку, угостить их обедом? (Дети с радостью примут такое развитие сюжета). У Иры тоже есть дочка, кукла Маша. Дочки Иры и Оли обязательно подружатся, и будут вместе гулять». Когда игровая пара образуется, педагог может взять на себя эпизодическую роль (А я буду тётей, помогу помыть фрукты, накрою на стол) или остаться наблюдателем, к которому дети обратятся за помощью, если развитие сюжета остановится.