Жанна Габайраева
Консультация для педагогов «Уважение к старшим как принцип национальной культуры воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважение к старшим как принцип национальной культуры воспитания.
Особого внимания, заслуживает такая осетинская традиция, как уважение к старшим. Осетинский народ гордится этой традицией, которая возвышает достоинство человека. Уважая старшего, выражая тем самым свое отношение к мудрости, жизненному опыту и духовному наследию старших. В семейном воспитании принцип преемственности поколений, традиция уважения к старшим имеет глубокий социально-психологический смысл, который проявляется в уважительном отношении к дедушке, бабушке, к родителям, к старшим членам семьи и вообще к старшим, независимо от их национальной принадлежности. Уважение к старшим основано не на страхе, не на рабском послушании, а на том, что они (старшие) обладают огромным жизненным опытом, накопленным в процессе многолетней трудовой деятельности, который пригодится им в жизни.
Публикация «Консультация для педагогов „Уважение к старшим как принцип национальной культуры воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание уважения к старшим. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Уважение и почитание старших, а также субординация в общественных и семейных отношениях по возрасту, полу является одним из важных принципов во взаимоотношениях. Это проявляется во всех аспектах вербального и невербального коммуникативного поведения и ритуалах знакомства, обращениях и приветствиях, в правилах приема и проводов гостей, в порядке рассаживания гостей за трапезой, ведения беседы, разговора, в жестах, позах и т. д.
Зачатки воспитания доброго, почтительного отношения к взрослым людям в осетинских семьях закладываются с раннего детства. Искусству уважения дети учатся на примере своих родителей, которые при встречах с родственниками и другими людьми здороваются и желают долгой жизни. Вместе с тем детей убеждают, что непослушание взрослым является актом наказуемым и не только со стороны родителей, но и со стороны Бога. Таким образом, в культ возводится и религиозный аспект, который многократно усиливает силу воздействия воспитательных приемов, нацеленных на формирование чуткого отношения к родителям, старшим. Дети приучаются к этому с детства на конкретных примерах из жизни народа. Так, честью считается для молодого замедлить свой ход навстречу старому человеку, чтоб уступить ему дорогу, показав тем самым свое уважение, внимание.
Младшим в присутствии старших вменяется в долг проявить скромность; хвастовство и вообще какие-либо пространные речи о своей персоне считается грубым нарушением этикета. Молодой человек всем своим видом должен выражать внимание, уважение к старшим, готовность выполнить любое его поручение. Такая установка исключает возможность держать руки в карманах, стоять или сидеть, развалившись, ерзать на стуле, поворачиваться к другим спиной, чесать затылок, нос, жевать и т. д. У чеченцев считается позором, если дети оставляют на произвол судьбы отца, мать.
Нравственные нормы жизни народа находят свое отражение в речи людей при их общении друг с другом. Отношения между людьми неодинаковы; есть отношения равноправные, неравноправные, родственные, дружеские, недружеские и т. п. Манера разговора, учтивая и спокойная, желание не унизить и не обидеть собеседника.
Младший, приветствуя старшего, обязательно должен встать, уступая свое место, и не садиться до тех пор, пока старший не сядет или не пригласит сесть. Также младшим воспрещается окликать старшего. Пословица гласит: «Старшего не окликают, а идут к нему», или «Тот, кто окликает тебя, тот старше».
Следует отметить, что у осетин быть старшим — не только право, но и обязанность, потому что существуют обязанности старших перед младшими. Сила этой нравственной традиции еще и в том, что она побуждает самих воспитателей к постоянному самовоспитанию. Она обязывает старших всегда быть достойными уважения, быть внимательными, заставляет проявлять заботу о детях, не допускать по отношению к ним грубости, неуместных слов, соблюдать педагогический такт в общении, стараться всегда поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания, делать все, чтобы укрепить семейные узы. Уважение, почет и послушание младших требует от старших постоянного самоконтроля в словах и делах, они служат для детей как бы наглядной иллюстрацией должного поведения в быту и общественной жизни.
Уважение к старшим внедряется в сознание осетин как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа. Отсюда целый ряд пословиц-наставлений типа: «Старшего почитай — сам станешь почитаемым», «К старшему прислушивающийся в делах преуспевает», «Кто старшего не послушался, в большую яму упал», «Не стремись к почетному месту — если ты его заслужишь, оно тебе достанется».
Свидетельством того, что указанная традиция действительно соблюдается осетинами в настоящее время.