Получи документы

Организация ООД по формированию лексико-грамматических категорий в соответствии с требованиями ФГОС

ирина скомаровская
Организация ООД по формированию лексико-грамматических категорий в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Организация ООД по формированию лексико-грамматических категорий в соответствии с требованиями ФГОС

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Публикация «Организация ООД по формированию лексико-грамматических категорий в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах

Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

Лексика, словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Активный словарь – слова, которые ребенок говорит. Пассивный словарь - слова, которые ребенок понимает.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

С 1,5 до 2 лет основными задачами занятий по развитию речи является развитие понимания речи и способности подражания звукосочетаниям и словам, накапливание словаря, формирование речи как средства общения с окружающими.

На 3-м году жизни задачи развития речи многообразны: «приучение» детей пониманию речи окружающих без наглядного сопровождения, расширение активного словаря, формирование грамматического строя речи, развитие речевого общения с взрослыми и сверстниками.

На 4-м году жизни продолжается расширение активного и активизация пассивного словаря детей на материале: «Игрушки», «Семья», «Части тела», «Предметы туалета», «Посуда», «Продукты питания», «Животные», «Мебель», «Транспорт» и пр. Дети осваивают такие грамматические нормы как: употребление притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода; употребление существительных в В. п, Д. п, Т. п. в единственном и множественном числе; употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; существительных в единственном и множественном числе («Один – много»); существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени (Саша лепит. Дети лепят); употребление в речи простых предлогов: на, в, под, за, у, к, с, по, над; употребление наиболее доступных слов- антонимов (высокий – низкий, толстый – тонкий, добрый – злой) и др. К 5 годам жизни речь ребенка обогащается лексиконом по темам : «Грибы», «Ягоды», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Мебель», «Части тела», «Транспорт», «Профессии», «Насекомые» и др. Формирование грамматических представлений включает: упражнения на словоизменение; упражнения на словообразование; употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.

В 5-6 лет закрепляется словарь по пройденным ранее темам, а так же формируется по новым : «Деревья», «Перелетные птицы»,«Животные севера», «Животные жарких стран», «Головные уборы», «День защитника Отечества», «Праздник 8 марта», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный, Развитие грамматического строя включает: отработку падежных окончаний имен существительных единственного числа; преобразование существительных в И. п. единственного числа во множественное число; согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут); согласование числительных два и пять с существительными; образование глаголов движения с приставками; употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле, образование сравнительной степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный); закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов и пр. В 6-7 лет проводится расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Перелетные птицы», «Деревья», «Мебель», «Зима», «Новогодний праздник», «Одежда», «Головные уборы», «Зимующие птицы», «Инструменты», «Праздник 9 мая», «Школьные принадлежности и др. Продолжается совершенствование и грамматического строя речи старшего дошкольника: закрепление употребления падежных окончаний существительных в ед. ч и мн. ч; согласование существительных с числительными; образование названий детенышей; образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных, возвратных глаголов; закрепляются способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар) и т. п.

Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями проводится по следующим направлениям:

Обогащение словаря

Уточнение значений слов

Формирование словоизменения

Формирование словообразования.

Работа над словарем осуществляется на материале существительных, прилагательных, глаголов, наречий, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребляемым.

Игры: «Кто это и что это?», «Лото», «Кто, что делает?», «Волшебный мешочек», «Угадай по описанию» и др.

В работе по уточнению значений слов конкретизируются все компоненты значения слова с учетом их формирования в онтогенезе. В процессе проведения этой работы детей необходимо научить дифференцировать значения слов по различным признакам, выделять существенный признак в структуре значения слова.

«Противоположности», «Нелепица»

В процессе формирования словоизменения отрабатываются все грамматические формы слов – существительных, прилагательных, глаголов; вырабатываются представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном слове «Один - много», «Он, она, оно», «Жадина», «Кто, кем был?», «Кто, кем будет?», «Прятки (предлоги)»и др

В процессе формирования словообразования осуществляется работа по закреплению наиболее продуктивных словообразовательных моделей с постепенным переходом к непродуктивным. Поскольку значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значений, работа по формированию словообразования способствует уточнению значения слова, овладению системой грамматических значений.

«Скажи ласково», «Скажи какой, какая, какое (сок, компот, суп)» «Чей хвост?»

Основные задачи обучения:

• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

формирование правильного произношения;

• подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;

• развитие навыков связной речи.

формирование и развитие словаря;

формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.

Методы приемы

- напоминание о том, как сказать правильно;

- вопросы подсказочного характера;

-показ нужной формы, исправление ошибки;

-создание проблемной ситуации;

-пересказ коротких рассказов и сказок;

- рассматривание картин;

-словесные упражнения;

-дидактические игры.

Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка"" – М. Горький. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных категорий. Таким образом, лексико-грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

настольно-печатные;

дидактические;

подвижные игры;

сюжетно – ролевые;

компьютерные игры.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что "именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку". Игра – это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.

Дидактические игры

Особую роль можно, конечно же, выделить именно дидактическим играм. Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.

Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления лексико-грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми лексико-грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Человек» Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи.. Тема: Человек. Части тела (1.

Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ. Часть 1. Тема: «Ягоды, грибы» - образование Родительного.

Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ (часть 2) Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ. Часть 2 Тема: «Дикие животные» Игра «Угадай,.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий «Рыбы» Тема: «Рыбы» Задачи: 1) Активизация словаря по теме 2) Образование притяжательных прилагательных 3) Согласование существительных с числительным.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Слова-действия» Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий тема: «Слова-действия». Подготовила:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОВЗ «Домашние птицы» .

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Цветы» у детей старшей группы Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей группы на тему «Цветы» Словарь по теме: Существительные:.

Конспект занятия по закреплению лексико-грамматических категорий языка Лексическая тема «Золотая осень» ПЯТНИЦА Утро: Д/игра «Назови ласково» Цель: закреплять лексико – грамматические категории языка. Солнце.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Фрукты-овощи» в старшей логопедической группе Тема «Фрукты-овощи». Цель. Развитие и активизация словарного запаса детей по теме: «Овощи- фрукты». Задачи. Коррекционно-образовательные:.

Организация Рппс группы раннего возраста «Сказка» в соответствии с требованиями ФГОС ДО Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Сказка» в соответствии требованиям федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация ООД по формированию лексико-грамматических категорий в соответствии с требованиями ФГОС
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 20:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация ООД по формированию лексико-грамматических категорий в соответствии с требованиями ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем ирина скомаровская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД