Марина Ноздрачева
Консультация для молодых педагогов «Как воспитать тактичного собеседника»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слове, в манере говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.
Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. Поэтому важно, чтобы ребенок с раннего возраста учился мыслить, и общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. Для этого необходимо формировать культуру речи ребё нка: учить его чётко и ясно произносить слова; правильно и понятно для окружающих излагать мысль; вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой; не перебивать говорящих; внимательно выслушивать указания старших; говорить без крика владея силой голоса и различными интонациями; спокойно и скромно держать себя вовремя разговора.
Публикация «Консультация для молодых педагогов „Как воспитать тактичного собеседника“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Речевое развитие ребёнка зависит от того, какую речь он слышит от окружающих. Первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, - и, подражая, копируют услышанное.
Развитие речи и мышления – это единый процесс. Важно, как ребенок проявляет себя в разговоре с близкими, со взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у него запас слов? Может ли он выразить мысль ясно для окружающих, как при этом ведет себя: непринужденно или скованно? Какова его манера говорить: торопливо или медленно, с хорошей дикцией или невнятно, громко или тихо? Каков тон, выразительность речи, не слишком ли много жестикуляции, мимики? Всё это, я выясняю, благодаря беседам и играм с детьми, наблюдением за ними в процессе различной самостоятельной деятельности и, конечно, на занятиях.
Нельзя формировать у детей культуру речи в отрыве от развития речи. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Если у ребёнка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринуждённо во время разговора. Чёткая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления. Обучая детей практическому овладению родным языком, стараюсь решать одновременно и задачу развития речевой культуры.
Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей речевой культуры, наиболее результативна, если находит продолжение в семье, поэтому я знакомлю родителей с рекомендациями программы, объясняю им, что в детском саду у детей младших групп стараемся активизировать речь, учим их внятно произносить слова, понятно для окружающих отвечать на вопросы, развиваем способность слушать и понимать речь взрослых. Для этого детей вовлекаем в разнообразные формы речевого общения, стараемся чаще разговаривать с каждым в отдельности, учим называть взрослых по имени и отчеству, вежливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой; побуждаем к тому, чтобы ребёнок изъяснялся при помощи слова, а не жеста.
Я стараюсь убедить родителей в том, чтобы и дома они следили за тем, чтобы ребёнок, разговаривая, вел себя спокойно, не размахивал руками, не делал гримас и лишних движений, не держал руки в карманах, не сидел развалясь. Разговаривая, смотрел в глаза собеседнику, был приветлив и доброжелателен.
Провожу беседы, на которых учу детей правильно вести себя во время разговора со взрослыми и сверстниками, обращаться с просьбой, вступать в разговор, извиняться за нечаянно допущенную оплошность. На такие занятия приглашаю родителей, чтобы они наглядно увидели методы и приёмы, используемые мной, и предъявляли к ребёнку соответствующие требования дома.
Осваивая устную речь, ребёнок в дошкольный период накапливает значительный словарный запас, составляющий примерно 4-5 тысяч слов.
Считаю своей задачей – развивать у детей чуткость к слову и умение понимать его многозначность, образность, помогаю овладевать средствами художественной выразительности речи, учу употреблять в разговорной речи разнообразные глаголы, оценочные наречия, качественные прилагательные, эпитеты.
В решении поставленных мною задач использую детскую художественную литература, потешки, поговорки, пословицы. Знакомя детей с художественными произведениями и русским фольклором, мы обогащаем детскую речь, учим детей чувствовать художественную выразительность слова, его образность, меткость, поэтическую напевность.
Пример. Детям прочитали литературное произведение. Можно спросить их, как автор описал ручей (звонкий, с чем он его сравнивает (с лентой серебристой) и т. д. важно помочь детям воссоздать художественный образ и показать, какими средствами это достигается. При чтении текста можно выделить интонацией отдельные эпитеты, сравнения, которые углубят художественное воздействие родного слова. Считаю, что культура речи проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Обычное <<здравствуйте>>, может прозвучать приветливо, доброжелательно или небрежно, холодно. Все зависит от того, каким тоном мы его произносим.
Постоянно обращаю внимание детей на интонационные оттенки разговорной речи, выражающие спокойствие, просьбу, удивление, радость, неудовольствие, доброжелательность, приветливость, уважительность. В этом мне помогает чтение художественной литературы детям, беседы на этические темы. Надеюсь, что вся эта работа поможет понять детям, что культурный человек умеет не только говорить, но и внимательно слушать собеседника, что речевая сдержанность – один из признаков культуры общения. Считаю, что на практике, добиваясь от детей высокой речевой активности, важно не забыть воспитать у них умение молча выслушивать других, вникая в смысл сказанного, потому что дети-говоруны, привыкшие к излишнему вниманию взрослых, становятся неукротимы в своей говорливости.
Учу детей не только правильно говорить, но и внимательно выслушивать собеседника, молчать, когда это необходимо.
Часто напоминаю детям правило: <<Сначала послушай, что говорят другие, а потом говорить будешь ты>>, прибегаю к известной пословице: <<Слово-серебро, молчание-золото>>, Объясняю детям ее смысл. Это у нас как условный сигнал и дети на замечания не обижаются.
Разъясняю детям, что говорить и рассуждать надо о том, что знаешь. Пословица <<Лишнее говорить, только делу вредить>>, усвоенная детьми, стала правилом и помогает удержаться от пустословия. Из опыта работы у меня сложилось такое мнение -
воспитать живого и тактичного собеседника – одна из главных задач, которая должна решаться на протяжении дошкольного детства.
И к моменту перехода в школу дети должны чётко знать и выполнять доступные их пониманию правила, помогающие им овладевать культурой речевого общения:
если к тебе обратились с вопросом, отвечай вежливо, полным ответом. Чётко произноси слова и звуки, говори достаточно громко, чтобы всем было понятно и слышно;
внимательно выслушивай указания старших. Здоровайся при встрече с друзьями и знакомыми, слово <<здравствуйте>> произноси доброжелательно и достаточно громко, чтобы тебя слышали. Взрослых называй на <<вы>>, приветствуя, смотри в глаза и называй по имени и отчеству;
умей выслушивать других, сначала послушай, что скажут, а потом говори сам;
уходя, не забывай прощаться. Слово <<до свидания>> произноси приветливо. Оно означает, что тебе приятно встретиться с человеком ещё раз и ты расстаёшься с ним до следующего свидания;
не забывай извиняться за допущенную оплошность;
благодари за оказанную тебе помощь, внимание, заботу;
если обращаешься с вопросом, просьбой, извинением, не забудь о слове <<пожалуйста>>. Помни, что не всякая твоя просьба может быть исполнена. Если тебе отказывают, не настаивай, не будь назойливым;
помни о волшебных словах <<пожалуйста>>, <<спасибо>>, <<извините>>, <<разрешите>> - и приветствиях и пожеланиях <<доброе утро>>, <<спокойной ночи>>, <<приятного аппетита>>
и др. ;
не перебивай разговор взрослых. Если тебе необходимо что-то срочно сказать, то произнеси: <<Извините, пожалуйста…>> - и, дождавшись разрешения, обратись с просьбой;
во время разговора веди себя скромно, спокойно, смотри в глаза собеседнику, не размахивай руками, не гримасничай. С собеседником будь приветлив и доброжелателен;
разговаривая с товарищами, проявляй сдержанность, не допускай крикливости;
вежливо разговаривай с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, со старшими, дерзить им или обращаться к ним требовательным, капризным тоном невоспитанно;
умей молчать, когда это необходимо – на занятиях, во время разговора или отдыха взрослых, когда спят маленькая сестричка, братик;
не разговаривай громко там, где взрослые читают, занимаются своими делами, а также в транспорте, на улице. Этим ты нарушаешь их покой, показываешь им своё неуважение. За это тебя не станут уважать;
если услышал новое слово, которое тебе непонятно, обратись за разъяснением к старшим. Не произноси тех слов, смысл которых тебе неясен.