Нина Черепанова
Консультация для молодых специалистов дошкольного учреждения по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
для выступления на методическом объединении для педагогов Завьяловского района по направлению «Познавательное развитие»
Н. Л. Черепанова Ст. воспитатель МАДОУ «Црр – Октябрьский д/с»
Теоретические основы формирования и развития математических представлений у дошкольников
Публикация «Консультация для молодых специалистов дошкольного учреждения по ФЭМП» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Слайд 3 Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Слайд Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.
Это вызвано целым радом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Слайд Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей
Слайд Какие же общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?
Слайд В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-дидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.
Слайд С точки зрения Л. С. Выготского, понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Слайд Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?
Работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:
1 Количество и счет, 2 Величина, 3 Форма, 4 Ориентировка в пространстве, 5 Ориентировка во времени.
Слайд (Экспериментирование) Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций.
В математической подготовке предусмотренной программой, большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.
Слайд При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например микроскопа.
Требуется довольно много материалов для детского экспериментирования, поэтому, если позволяют условия, желательно в детском саду для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств
Слайд На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.
Слайд Перечислите методы и приемы используемые на занятиях по ФЭМП
На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, практический, игровой) и
приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Современные требования к отбору содержания, средств, методов и приемов, стимулирующих активность и направленных на развитие детской самостоятельности им инициативности.
Слайд Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств
Слайд Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие:
- достаточное количество предметов, используемых на занятии;
- разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие);
- обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);
- динамичность ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки;
- художественное оформление.
- наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.
Слайд Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
Воспитатель показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника
Слайд Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий.
Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями
Слайд Математические способности относятся к познавательным (32) и тесно взаимосвязаны с познавательными процессами: сенсорными и интеллектуальными.
Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира.
Интеллектуальные - обусловливают его осмысление.
Слайд Фото В основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей – мышление.
При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.
Слайд Формы организации детской деятельности по развитию математических представлений
Коллективные формы:
НОД,
Математический утренник,
Праздники, развлечения,
Викторина
Встречи с интересными людьми,
Экскурсии;
Индивидуальные формы:
Гувернёрство,
Репетиторство;
Индивидуально-групповые:
Кружковая работа,
Дифференцированное обучение,
Сюжетно-ролевые игры
Оформление выставок и т. д.
Слайд В ходе совместной математической деятельности педагога с детьми
оказывается помощь и педагогическая поддержка детям, плохо усваивающим математический материал, а также детям, проявляющим повышенный интерес к математике;
используются дидактические игры, компьютерные игры, коллекционирование, сюжетно-дидактические игры, экспериментирование и проектная деятельность.
В ходе самостоятельной деятельности дети занимаются в интеллектуально-математической среде, созданной в группе;
педагог наполняет среду играми и игровыми материалами в соответствии с запросами детей;
педагог создает условия для самостоятельного экспериментирования и развития познавательно- исследовательской деятельности детей.
Слайд Заключение
Мастерство воспитателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы ребенка в процессе его развития состоит из умения сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности - разнообразными, творческими, продуктивными.
Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.
Использованные информационные ресурсы
Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
Щербакова Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников. – М. : Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», - 2005.-392с.
В. Ф. ПЕТРОВА Методика математического образования детей дошкольного возраста
https://rudocs.exdat.com/docs/index-9473.html?page=2
https://madan.org.il/node/5476 h
ttp ://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%