Папки-передвижки

Консультация для логопедов «Дефект смягчения»

Ольга Никифорова
Консультация для логопедов «Дефект смягчения»
▼ Скачать + Заказать документы

В наше время в практике всё чаще встречаются дети с дефектом смягчения, который проявляется в нарушении произношения согласных, имеющих твердую (мягкую) пару. Дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные. Исключением будут звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар. И звуки [ч],[щ], [й], не имеющие твердых пар.

Если у ребенка появился дефект смягчения, то работа логопеда начинается именно с этого дефекта, предварительно отработав с гласными звуками.

Публикация «Консультация для логопедов „Дефект смягчения“» размещена в разделах

Полное устранение дефекта на раннем этапе в устной речи предотвратит появление акустической дисграфии в письменной речи.

Коррекция дефекта смягчения проводится на индивидуальных занятиях.

Факторы предрасполагающие к возникновению дефекта :

- снижение физического слуха;

- несформированность фонематических процессов;

- нарушение в строении артикуляционного аппарата;

- нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры.

Среди дефектов смягчения наблюдаются :

1. Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными тв рдыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п.). Фонетико-фонематический дефект;

2. Излишнее смягчение (Собака идёт домой – Сябякя идёть дямёй).

В практике встречается чаще, ещё его называют дефектом твердости.

Фонетико-фонематический дефект;

3. Смешение мягких и твердых звуков в речи (паралалии, т. е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту и в другую сторону.

Фонематический дефект. Особенности артикуляции: При произношении мягких звуков особенностью артикуляции является палатализация (от лат. смягчение) дополнительный к основной артикуляции согласных подъем средней части языка к твердому небу (или йотовая артикуляция).

Наиболее просты по артикуляционному укладу переднеязычные звуки [т]-[ть], [д]-[дь], [н]-[нь], они и похожи по артикуляции (редко бывают нарушены).

Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъ ма средней части языка к небу.

Специфика работы:

Нарушения произношения твердых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры. Работа по исправлению дефектов ведё тся в двух направлениях:

1. Коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия;

2. Выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении парных согласных.

При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия важно достигнуть понимания ребенком принципа различения твердых и мягких звуков. Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произношения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться графическим материалом, тематическими картинками, сопровождать упражнения определенными движениями. Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап

2. Этап постановки звука

3. Этап автоматизации звука

4. Этап дифференциации звуков

5. Этап выработки навыков самоконтроля.

На этапе дифференциации звуков важно проводить работу более тщательно и не только на слух, но и в произношении.

На первом этапе первоначально формируем у ребенка понятие о мягкости и твердости. Можно показать: мячики – пластмассовый и резиновый или кубики – деревянный и тряпичный. Здесь проводится весь комплексе логопедической работы – это и нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статика, динамика, работа над дыханием и развитием мелкой моторики и т. д.

Нужно укрепить мышцы языка и выработать подъем средней части спинки языка. Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка и выпрямлять.

Научить язык двигаться вперед назад в напряжении в расслабленном виде.

Нормализация мышечного тонуса:

Основная задача при дефекте смягчения – научить ребенка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата. Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением противодействием, т. к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки (удержать палочку поднимая ее кончиком языка, или язык в положении «Горка», а палочка под языком).

В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приемами классического: в первом случае, когда нет мягких – активирующий (укрепляющий, во втором – расслабляющий. Его можно выполнять только после консультации невропатолога.

Ещё один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можно проводить как индивидуально, так и с группой.

На этапе дифференциации не забываем про дифференциацию в произношении.

Чтобы отдифференцировать твердые свистящие [с], [з] от мягких звуков, передняя часть спинки языка максимально приближается к резцам и язык сильнее выгибается и поднимается к небу.

При произношении звуков [к], [г], [х] их мягкие пары отличаются тем, что кончик языка приближается к нижним зубам.

При переходе от [м] в [м’] – кончик языка прижимается к нижним зубам и спинка выгибается, также меняется напряжение губ.

Работая над вибрантом [р], следует обратить внимание на то, что при переходе от [р] к [р’] язык заметно перемещается вперёд к верхним резцам. При [л] к [л’] наоборот – назад.

Рекомендуется проводить коррекцию дефекта смягчения при помощи гласных [ы] и [и]. закрепить понятие твердости и мягкости на базе сохранных согласных звуков [к], [в], [п], [б] и др. (Эта методика неэффективна при работе с переднеязычными [т], [д], [н]).

Следует постановку звуков проводить с учетом:

1. Уже правильно поставленных, опираясь на готовый артикуляционный уклад;

2. На противопоставлении каких звуков более наглядно будет видна разница между парными мягкими и твердыми звуками.

Согласные [т], [д], [н] удовлетворяют обоим поставленным условиям.

Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно. Во время работы с этими звуками должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее.

Используем приемы:

- по подражанию и показу артикуляции;

- в слоге с помощью гласных [и]-[ы];

- с механической помощью;

- с использованием временного варианта (для звуков [л], [л’]).

Прием основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких (твердых) звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем.

Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых звуков язык имеет плоскую форму (показать, при произнесении мягких звуков язык упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому небу. В случае с губными тоже самое, только за закрытыми губами.

Механический способ:

-постановка заднеязычных [к], [г], [х] производится от базовых слогов : [к] от – та-тя-кя-ка, [г] от – да-дя-гя-га, [х] от – са-ся-хя-ха. В момент произнесения слога логопед постепенно отодвигает язык назад, в глубину рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем пальцем ребенка до второй фаланги.

- С механической помощью на начальном этапе можно получить [л’] с сильно выгнутой к твердому небу спинкой языка, при постановке временного нижнего варианта артикуляции этого звука. Следует удерживать кончик языка внизу при помощи шпателя. При этом заостряем внимание на том, что кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвеолами.

- Твердый звук [л] ставим от межзубных гласных [а] или [ы], предварительно уточнив их артикуляцию: а-л, мал, дал; ы-л, мыл.

После четкой дифференциации твердого и мягкого звука сможем перейти от нижней артикуляции [л] к более удобной верхней с сохранением необходимого подъема спинки языка и значительной площадью ее соприкосновения с небом.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для логопедов «Богатый урожай»Дидактическое пособие для логопедов «Богатый урожай» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я учитель-логопед и в своей работе активно использую игры и упражнения, связанные с тактильным восприятием.

Консультация для логопедов, воспитателей и родителей «Зрительные нагрузки при расходящемся косоглазии у детей 5–7 лет» Консультация для логопедов, воспитателей и родителей «Зрительные нагрузки при расходящемся косоглазии у детей 5 – 7 лет» Составитель: Полякова.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей «Наш дом»Консультация для родителей «Наш дом» Консультация для родителей «Наш дом»Игровое занятие «Мой дом» Цель: закрепить знания об основных частях здания (дом, стена, крыша, окно);.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Консультация для воспитателей 1. Наша работа-это творчество. 2. Наш коллектив в ответе за нас, а мы в ответе за свой коллектив. 3. Мы- воспитатели в детском саду. Это не.

Мастер-класс для учителей-логопедов «Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». 1. Актуальность использования мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ, их значение. Инновационная деятельность специалистов.

Мастер-класс для учителей-логопедов. Логосказка «Волшебный цветок»Мастер-класс для учителей-логопедов. Логосказка «Волшебный цветок» Мастер- класс: практическая часть Логосказка: «Волшебный цветок" Цель: Поделиться опытом работы с логосказкой для использования педагогами.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Консультация для логопедов «Технологии, способствующие развитию речи ребенка» Технологии, позволяющие развивать речь ребенка, именно - игровые технологии. Так как именно в игровой форме мы доносим информацию до ребенка.

Автор публикации:
Консультация для логопедов «Дефект смягчения»
Опубликовано: 25 марта 2023 в 22:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для логопедов «Дефект смягчения»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Никифорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД