Ольга Никифорова
Консультация для логопедов «Дефект смягчения»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время в практике всё чаще встречаются дети с дефектом смягчения, который проявляется в нарушении произношения согласных, имеющих твердую (мягкую) пару. Дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные. Исключением будут звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар. И звуки [ч],[щ], [й], не имеющие твердых пар.
Если у ребенка появился дефект смягчения, то работа логопеда начинается именно с этого дефекта, предварительно отработав с гласными звуками.
Публикация «Консультация для логопедов „Дефект смягчения“» размещена в разделах
Полное устранение дефекта на раннем этапе в устной речи предотвратит появление акустической дисграфии в письменной речи.
Коррекция дефекта смягчения проводится на индивидуальных занятиях.
Факторы предрасполагающие к возникновению дефекта :
- снижение физического слуха;
- несформированность фонематических процессов;
- нарушение в строении артикуляционного аппарата;
- нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры.
Среди дефектов смягчения наблюдаются :
1. Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными тв рдыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п.). Фонетико-фонематический дефект;
2. Излишнее смягчение (Собака идёт домой – Сябякя идёть дямёй).
В практике встречается чаще, ещё его называют дефектом твердости.
Фонетико-фонематический дефект;
3. Смешение мягких и твердых звуков в речи (паралалии, т. е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту и в другую сторону.
Фонематический дефект. Особенности артикуляции: При произношении мягких звуков особенностью артикуляции является палатализация (от лат. смягчение) дополнительный к основной артикуляции согласных подъем средней части языка к твердому небу (или йотовая артикуляция).
Наиболее просты по артикуляционному укладу переднеязычные звуки [т]-[ть], [д]-[дь], [н]-[нь], они и похожи по артикуляции (редко бывают нарушены).
Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъ ма средней части языка к небу.
Специфика работы:
Нарушения произношения твердых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры. Работа по исправлению дефектов ведё тся в двух направлениях:
1. Коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия;
2. Выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении парных согласных.
При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия важно достигнуть понимания ребенком принципа различения твердых и мягких звуков. Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произношения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться графическим материалом, тематическими картинками, сопровождать упражнения определенными движениями. Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап
2. Этап постановки звука
3. Этап автоматизации звука
4. Этап дифференциации звуков
5. Этап выработки навыков самоконтроля.
На этапе дифференциации звуков важно проводить работу более тщательно и не только на слух, но и в произношении.
На первом этапе первоначально формируем у ребенка понятие о мягкости и твердости. Можно показать: мячики – пластмассовый и резиновый или кубики – деревянный и тряпичный. Здесь проводится весь комплексе логопедической работы – это и нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статика, динамика, работа над дыханием и развитием мелкой моторики и т. д.
Нужно укрепить мышцы языка и выработать подъем средней части спинки языка. Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка и выпрямлять.
Научить язык двигаться вперед назад в напряжении в расслабленном виде.
Нормализация мышечного тонуса:
Основная задача при дефекте смягчения – научить ребенка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата. Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением противодействием, т. к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки (удержать палочку поднимая ее кончиком языка, или язык в положении «Горка», а палочка под языком).
В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приемами классического: в первом случае, когда нет мягких – активирующий (укрепляющий, во втором – расслабляющий. Его можно выполнять только после консультации невропатолога.
Ещё один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можно проводить как индивидуально, так и с группой.
На этапе дифференциации не забываем про дифференциацию в произношении.
Чтобы отдифференцировать твердые свистящие [с], [з] от мягких звуков, передняя часть спинки языка максимально приближается к резцам и язык сильнее выгибается и поднимается к небу.
При произношении звуков [к], [г], [х] их мягкие пары отличаются тем, что кончик языка приближается к нижним зубам.
При переходе от [м] в [м’] – кончик языка прижимается к нижним зубам и спинка выгибается, также меняется напряжение губ.
Работая над вибрантом [р], следует обратить внимание на то, что при переходе от [р] к [р’] язык заметно перемещается вперёд к верхним резцам. При [л] к [л’] наоборот – назад.
Рекомендуется проводить коррекцию дефекта смягчения при помощи гласных [ы] и [и]. закрепить понятие твердости и мягкости на базе сохранных согласных звуков [к], [в], [п], [б] и др. (Эта методика неэффективна при работе с переднеязычными [т], [д], [н]).
Следует постановку звуков проводить с учетом:
1. Уже правильно поставленных, опираясь на готовый артикуляционный уклад;
2. На противопоставлении каких звуков более наглядно будет видна разница между парными мягкими и твердыми звуками.
Согласные [т], [д], [н] удовлетворяют обоим поставленным условиям.
Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно. Во время работы с этими звуками должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее.
Используем приемы:
- по подражанию и показу артикуляции;
- в слоге с помощью гласных [и]-[ы];
- с механической помощью;
- с использованием временного варианта (для звуков [л], [л’]).
Прием основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких (твердых) звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем.
Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых звуков язык имеет плоскую форму (показать, при произнесении мягких звуков язык упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому небу. В случае с губными тоже самое, только за закрытыми губами.
Механический способ:
-постановка заднеязычных [к], [г], [х] производится от базовых слогов : [к] от – та-тя-кя-ка, [г] от – да-дя-гя-га, [х] от – са-ся-хя-ха. В момент произнесения слога логопед постепенно отодвигает язык назад, в глубину рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем пальцем ребенка до второй фаланги.
- С механической помощью на начальном этапе можно получить [л’] с сильно выгнутой к твердому небу спинкой языка, при постановке временного нижнего варианта артикуляции этого звука. Следует удерживать кончик языка внизу при помощи шпателя. При этом заостряем внимание на том, что кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвеолами.
- Твердый звук [л] ставим от межзубных гласных [а] или [ы], предварительно уточнив их артикуляцию: а-л, мал, дал; ы-л, мыл.
После четкой дифференциации твердого и мягкого звука сможем перейти от нижней артикуляции [л] к более удобной верхней с сохранением необходимого подъема спинки языка и значительной площадью ее соприкосновения с небом.