Наталья Кузнецова
Консультация «Дети учатся понимать мир и себя»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети учатся понимать мир и себя»
В младшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется адаптации малышей к режиму детского сада, формированию навыков самообслуживания. Но не надо забывать о том, что в этот период происходит накопление чувственного опыта: ребенок погружается в новую для него систему отношений, учится понимать себя и воспринимать мир вокруг себя. Предлагаемые занятия дают детям возможность познавать свои чувственные ощущения, учиться делать выбор, устанавливать социальные контакты, находить новые способы самовыражения и самоутверждения в совместных со сверстниками действиях.
Публикация «Консультация „Дети учатся понимать мир и себя“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Содержание занятий соответствует задачам, обычно указываемым в разделе «Ознакомление с окружающим», однако акцент делается не на ознакомлении с качествами и свойствами предметов и материалов, а на развитии восприятия, которое влечет за собой другие психические процессы, являющиеся основой для формирования всех психических функций.
Система занятий разработана таким образом, что на каждом внимание детей направлено на один из каналов восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.). Организуемая на занятиях деятельность побуждает детей учиться осознавать свои ощущения и говорить о них. В результате они начинают полнее воспринимать окружающий мир, вслушиваться в него, наблюдать, быть внимательными.
На занятиях необходимо создавать все условия, чтобы дети имели возможность выражать свои ощущения через звуки, прикосновения и т. п., называть их и проявлять чувства в ходе практической деятельности. В занятия включаются игры-инсценировки, дидактические игры и упражнения, беседы.
Занятия проводятся один раз в неделю. Включают три части: вводную (создание эмоционального и мотивационного настроя, объединение группы, основную (решение задач в игровой деятельности и экспериментировании с предметами, расширение и накопление чувственного опыта, заключительная (закрепление положительных переживаний). Предлагаемая нами система позволяет строить работу вариативно, учитывая возможности и группы, и детского сада в целом.
БЛОК ЗАНЯТИЙ «УЧИМСЯ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ»
Цель: пробудить интерес к восприятию и различению звуков; учить дифференцировать их по громкости, высоте, характеру звучания; развивать умение локализовать источник звука и прослеживать его движение; учить определять свое эмоциональное состояние, вызванное тем или иным звуком, через звуки выражать чувства и представления.
ЗАНЯТИЕ «Путешествие по Стране звуков»
Ход занятия
Воспитатель: К нам в гости пришел гномик Вася. Он приглашает совершить путешествие в Страну звуков на самолете. Согласны? Тогда садитесь в самолет. Пилот готов? Пассажиры готовы? Тогда в путь!
Дети синхронно с движением рук перед грудью изображают шум мотора (пропевание звука «у- у–у”в разном темпе и с разной силой голоса, двигаются по группе врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, по команде гномика регулируя и направление движения, и силу голоса.
Ну вот и прилетели в Страну звуков. Садитесь! Посмотрите: на столе – волшебный мешочек. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, что это». (дети определяют источник звука). А вот волшебное письмо, которое принес гномик Вася. Это письмо не простое – звуковое. Послушайте его внимательно. (Звучит аудиокассета «Звуки леса»). Скажите, какие звуки вы слышали? Верно, вы слышали, как шумит дождик, как поет кукушка, как ступит дятел. Все они друзья нашего гномика. Давайте нарисуем для Васи портрет его друзей.
Васе очень понравились портреты. Он благодарит вас. А теперь заводите моторы, полетим назад, в детский сад. (Дети имитируют полет самолета). Ну вот мы и у себя в группе. Как здесь, наверно, было тихо без нас, а с нами зато очень весело! Посмотрите, как обрадовалась птичка вашему возвращению. А нам пора прощаться. До свиданья!
БЛОК ЗАНЯТИЙ «ЗНАКОМЬТЕСЬ-ЭТО НАШИ РУЧКИ»
Цель: развивать тактильные ощущение; учить рассказывать о чувствах, вызываемых соприкосновением с различными поверхностями и материалами; формировать умение выражать эмоции и чувства через прикосновение.
Занятие «Лесная дорожка»
Ход занятия
Воспитатель: когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья. Давайте пожелаем здоровья нашим ножкам, ручкам, животику, головке (поглаживание рук, ног и т. д.). сегодня мы с вами отправимся в путешествие по лесной дорожке. Она состоит из островков с различными поверхностями. Это камешки, песок, палочки травка (коррекционная дорожка). Идите за мной! Вам нравится? Что вы ощущаете? На каком островке приятнее стоять? Почему?
А теперь посмотрите, что я собрала в корзину, пока мы шли по лесной дорожке. (дети рассматривают шишки, желуди, спилы, камешки, почки, веточки и т. д.). Какой лесной сувенир вам понравился больше всего? Расскажите о нем. Какой он – гладкий или шершавый? Колкий или мягкий? Теплый или холодный? (дети сравнивают свои ощущения от различных предметов).
А сейчас мы поиграем в «волшебный мешочек». Лесные сувениры сложим в него, а вы на ощупь отгадаете, какой это предмет. (Все дети должны попробовать угадать лесной сувенир).
Молодцы! Пора возвращаться домой, а пойдем мы по уже знакомой вам дорожке. Только теперь во время ходьбы нужно называть, что вы чувствуете, например: дорожка колкая, холодная, мягкая, теплая и т. д. (Выполняют). Очень хорошо! Вот мы и вернулись. Что вам больше всего понравилось? (ответы). Наше занятие закончилось. До свиданье!
Литература
1. Жучкова Н. Г. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М. : ГНОМ и Д, 2003.
2. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Социально-нравственное воспитание. М. : Книголюб, 2004.
3. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : ВЛАДОС, 2002.