Алина Гаязова
Консультация «Как ребенку учить себя с помощью взрослого»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Как ребенку учить себя с помощью взрослого Цукерман Г. А.»
Как ребенку учить себя с помощью взрослого.
Основные разделы курса являются:
«Как учить себя с помощью взрослого»;
«Сотрудничество со сверстниками»;
«Отношение ребенка с самим собой».
Публикация «Консультация „Как ребенку учить себя с помощью взрослого“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Мы не можем и не стремимся научить ребенка учиться, учить себя сначала с помощью взрослого, а потом и без этой помощи. Для достижения этой заветной цели нужны 2-3 года и далеко не всякое образование ведет к этой цели. В ребенке развивать решительность, уверенность задавать вопросы, высказывать догадки, спорить, иметь собственное мнение. Что должно быть сделано, чтобы ситуативное любопытство переросло в устойчивые познавательные интересы, чтобы культура спора оттачивалась на каждом НОД, чтобы детские вопросы и догадки, опережали планы взрослых, чтобы дети сами ставили проблему в самостоятельной деятельности, побуждая воспитателя сообщать им новую информацию. Основные принципы такого обучения заложены в современной программе. Эти программы видят в ребенке прежде всего разумное начало, стремящийся к общению со взрослыми и активно подражающего. Поиск отсутствующих или отсутствующего у ребенка знаний либо способа действия может происходить только там, где взрослый не дает готовых образцов и определений. Взрослый может стимулировать детский поиск, но не может его демонстрировать.
Но что же делает ребенок, когда он, поощряемый воспитателем, ищет новые знания и новые способы действий (т. е. учит сам себя? В первый этап дошкольника – поиск самостоятельного решения (способен обращаться к взрослому с познавательными вопросами).
Модель трех вопросов. Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
1. Что мы знаем?
2. Что мы хотим узнать?
3. Как узнаем об этом?
Три ведущие характеристики сотрудничества ребенка со взрослым :
1.
подражание воспитателю (речь, интонация);
2.
оно предполагает познавательную инициативу ребенка, указывающего взрослому ближайшую познавательную цель их совместных усилий;
3.
воспитанник обращается к воспитателю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом по поводу нового знания (определенные инструкции и дети самостоятельно по схемам и алгоритмам выполняют).
Для того чтобы дети научились различать основные ситуации взаимодействия со взрослыми : ситуацию подражания, исполнительности, в нашем курсе «Введение в школьную жизнь» включены веселые задания-ловушки.
Ловушки — это нерешаемые или некорректно составленные задачи. Например, воспитатель среди прочих простеньких примеров на сложение предлагает детям подсчитать, «сколько яиц нашел Петя, если белая курочка снесла одно яйцо, пест-ренькая — ни одного, а петух — целых три» или: «Возьми три палочки. Сложи из них треугольник. А теперь из этих палочек сложи квадрат.» Такие задания требуют не столько конкретных знаний, сколько постоянного анализа требований взрослого и отказа от неразумного действия.
Можно совместно с детьми определить знак «Ловушка» и использовать, применять в группе (каждый раз менять в развивающей среде).
Игры на умение задавать вопросы:
1. «Угадай, что в ящике?» методика Э. А. Барановой
2. «Угадай, что загадала?»
Подобные игры делают для детей явной, открытой ту систему отношений, в которую приглашает их взрослый.