Татьяна Галактионова
Учимся понимать ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Учимся понимать ребенка
Без наказаний дети не растут: и нас с вами в детстве наказывали, и предки наши того не избежали - сами рассказывали. «Детей приходится наказывать, они многое делают не так», - так говорила мне одна мама. Понятно, что «не так» - но они ведь еще пока и не знают - как. Другое дело, что наказывать приходится тогда, когда уже объяснили - как, а ребенок делает все же не так.
Почему мы наказываем детей
Публикация «Учимся понимать ребенка» размещена в разделах
И вот, дорогие мамы и папы, хочу вам поведать один секретец: ребенок очень часто поступает наперекор родителям! У детей какой-то врожденный дух противоречия и противодействия. И поступает ребенок наперекор не потому, что злится на взрослых, не потому, что не считается с ними или не уважает (в чем обвиняют его родители, а просто потому, что надо ему почувствовать свою независимость.
Но мы, взрослые, то ли не знаем этого, то ли не хотим знать, а значит понять ребенка и вовсю изощряемся в наказаниях: лишаем, отбираем, ставим в угол, шлепаем. Методы у всех разные, да вот беда - они проблемы не решают! Попробуем разобраться.
От рождения и до 3 лет
С ребенком до 3-летнего возраста совершенно бесполезно ругаться, вступать в перепалки: «А я сказала!» Из всего этого он никаких выводов не сделает, кроме одного: «Я плохой и никто меня не любит!». Но это не значит, что ему можно все разрешать: наоборот, ребенка нужно постоянно обучать правилам поведения, управлению собой, окружающими его вещами, но только через понятные, разумные запреты и ограничения. Все должно разъясняться четко, ясно и коротко. Тогда ребенок будет учиться делать «все так», как нужно. Кстати, именно этот возраст психологи называют кризисом трех лет. Делайте скидку на это.
До 4-4,5 лет
Следующие два-полтора года - это уже возраст, когда малыш начинает понимать : что-то в его поступках огорчает родителей, а что-то, несомненно, радует. И хотя понимание вроде уже пришло, управлять своим поведением ребенку пока трудно, и он еще не может нести ответственность за свои поступки, которые родители уже считают проступками. А все потому, что именно в этом возрасте буйствует дух противоречия, о котором написано выше, а еще дети четырехлетки любят «сваливать вину», как говорят взрослые. Но они всерьез, представляете, всерьез! - уверены, что тарелку с супом пролил зайчик!
Поэтому старайтесь не ругать, не хвататься за ремень, а попробуйте понять, почему ребенок так поступает.
Кстати, если малыш не опасается вашего гнева, то он расскажет вам все! Вашей задачей будет просто помочь исправить ситуацию - объясняя и разъясняя.
Следующий возрастной отрезок - от 4,5 до 6 лет
Ребенок взрослеет, он еще не совсем может контролировать свои поступки, но зато - и это признак взросления - может их анализировать. У него начинает появляться чувство вины,
СТЫДА, если он что-то сделал неправильно, кого-то обидел незаслуженно.
От 6 лет и старше
В этом возрасте сформировано умение контролировать свои ступки, а значит ребенок может останавливать себя. Мудрые родители обязательно заметят, как ребенок остановил свое «неправильное» поведение, и, конечно, будут закреплять этот навык, поощряя за ответственность и взрослость.
Но ведь недаром вся наша жизнь состоит из взлетов и падений. Несмотря на то, что ребенок взрослеет, он еще долго будет что-то делать «не так», неправильно. Об этом всегда надо помнить взрослым, потому что и мы с вами небезгрешны, но себя-то оправдываем.
Так ругать или не ругать?
Если все-таки что-то сделано не так, а ребенок переживает по этому поводу, не усугубляйте чувство вины. Нет, убеждать, что все в порядке, что ничего не случилось, не надо. Ведь факт проступка есть? Есть! Главное, что вы должны сделать - это поддержать ребенка так, чтобы он понял - все, все в жизни поправимо, просто в следующий раз нужно по-другому сделать. Тогда к своему поведению ребенок будет относиться адекватно и даже критично, А это еще один признак его взросления.
Ошибка родителей - сразу раздраженно ругать ребенка, не вникая в причины совершенного поступка. И тогда он будет взрослых бояться - их гнева, реакции, злости. Один умный педагог сказал, что «ребенок и взрослый - это два человека, и если один злится на другого, то это всегда вызвано чьей-то ошибкой. Чаще всего это ошибка взрослого». Задумайтесь над этими словами: иногда наказание не помогает исправить ситуацию.