Светлана Киргизова
Консультация «Деятельностно-игровой подход в образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В детской практике игровая деятельность выполняет функции :
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную – великолепное средство для общения;
- самореализации – служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;
Публикация «Консультация „Деятельностно-игровой подход в образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
- игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую – раскрываются скрытые таланты, выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;
- релаксационная функция – снижается излишнее напряжение;
- компенсаторная функция – дает человеку то, что ему не хватает.
Большинству игр присущи 4 главные черты:
- свободная развивающая деятельность по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности;
- творческий импровизационный характер;
- эмоциональная приподнятость деятельности;
- наличие прямых или косвенных правил.
Игру, как метод обучения, передачи опыта старшего поколения младшим люди использовали с древних времен. игра – форма организации детской жизни цементирует весь образовательный процесс в детском саду, так как именно в игре ребенок «расправляет крылья» своих способностей и делает первый шаг к жизненному успеху.
Выделяются 3 класса игр:
- игры, возникающие по инициативе детей
- игры, возникающие по инициативе взрослого
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса.
Научить игре можно лишь играя. Педагог – играющий партнер. Без помощи взрослого игра не возникает. Взрослый дает игрушки, создает условия, помогает наладить взаимодействие и взаимоотношения в игре.
Понятие игровые педагогические технологии включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, стимулирующих детей к познавательной деятельности. Реализация игровых приемов в различных формах НОД происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи
- познавательная деятельность подчиняется правилам игры, учебный наглядный материал используется в качестве средств, вводится элемент соревнования, который приводит дидактическую задачу в игровую. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе, сочетание элементов игры и обучения. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности и 5 направлениям развития ребенка: физические (двигательные, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1. Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие.
2. Познавательные, воспитательные, развивающие.
3. Репродуктивные, продуктивные, творческие.
4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
Типы игр: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.