Елена Поваляева
Консультация «Что такое самостоятельность у детей 2-го года жизни?»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель Поваляева Е. Е.
Что такое самостоятельность? Это активность самого ребенка в выполнении действий, обусловленных его потребностями. В возрасте до 2 – 2,5 лет малыша легче приучить к самостоятельности. В чем проявляется самостоятельность ребенка на 2 году жизни? Что он умеет делать сам?
Публикация «Консультация „Что такое самостоятельность у детей 2-го года жизни?“» размещена в разделах
В 1 год малыш берет чашку из рук взрослого и удерживает ее, обхватив ладонями с двух сторон (но не за ручку чашки) После 1 г. 3 мес. начинает держать ложку, а к 1 г. 6 мес. уже уверенно удерживает её, но не тремя пальцами, как взрослый, а в кулачке. К 2 годам ребенок может самостоятельно есть ложкой и первое, и второе блюда.
Причина отсутствия этих навыков кроется в родителях, которые не «выводят» ребенка к нормам, соответствующим его росту и развитию на 2 году жизни. Очень часто встречаются дети, не умеющие даже жевать, т. к., желая избежать «лишних» трудностей, родители продолжали кормить их исключительно жидкой или разжиженной пищей, протертыми кашами и салатами, да ещё из бутылочки!
Такое отставание в развитии навыков приема пищи необходимо преодолеть как можно скорее. Но теперь уже следует запастись терпением! Постепенно переводите малыша на полугустую пищу. Вначале он будет набирать её в рот и некоторое время держать за щеками. Учите его глотать, предлагая каждую ложку полугустой пищи запивать бульоном, молоком или свежей кипяченой водой, побуждая при этом словом: «Глотай!» (Оно должно совпадать с самим действием малыша) И обязательно хвалите малыша: «Проглотил, молодец!» Если ребенок пассивен за столом, обратите его внимание на красивую тарелку, чашку, но не показывайте книжки, игрушки, т. к. это только отвлекает от процесса освоения навыка приема пищи.
Вполне своевременно начать приучать малыша и к мытью рук. Вначале он только подставляет ладони под струю воды, затем, подражая вам, начинает тереть ладошкой о ладошку, стряхивать воду, аккуратно брать полотенце и тщательно вытирать обе руки насухо.
Много хлопот причиняют дети, отказывающихся самостоятельно одеваться или раздеваться. Скорее всего в этом виноваты сами взрослые, которые с любовью и радостью одевают проснувшегося малыша (такого милого, родного, нежного, не предоставляя ему посильной самостоятельности. Поверьте, ещё большие удовольствие вам доставят успехи ребенка в овладении элементарными умениями: надевать платье или рубашку, застегивать пуговицы и т. д. Неважно, если это у него получилось не совсем правильно или вовсе не получилось. Помогите ему, поправьте перекосившиеся полы рубашки, похвалите. Он ещё очень мал, но элементарную самостоятельность уже проявляет, что, пожалуй, сейчас главное.
В этом возрасте дети охотнее воспринимают просьбы и поручения взрослых, потому что у них возникает потребность действовать с предметами быта и личными вещами самостоятельно. «Я сам!» - звучит как победный клич этого периода детства. Если не воспользоваться этой особенностью возраста, то позже можно не дождаться от ребенка должного рвения, т. к. основы трудолюбия, стремления к самоорганизации закладываются на 2 г. жизни.
Ученые считают, что это самый благодатный сензитивный период жизни ребенка : он ходит за взрослым, ищет «работу» и охотно выполняет все поручения и просьбы.
Итак, к 3 годам малыш станет ещё более самостоятельным не только в плане самообслуживания, но и в выборе линии поведения, принятия решений: «буду – не буду», «хочу – не хочу». И, конечно, слово «хочу» будет звучать в ответ на просьбу помочь младшему брату, бабушке. дедушке, папе и маме.
Не упустите период от 1,5 до 2,5 лет в развитии самостоятельности. Её можно рассматривать уже как черту характера, складывающегося на всю оставшуюся жизнь.