Марина Касаткина
Консультация «Что должен уметь ребенок 3-х–4-х лет?»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК 3-4Х ЛЕТ?
(материал собран из учебных пособий авторов, занимающихся изучением детской речи - Гвоздев А. Н., Леонтьев А. А., Глухов В. П.)
Что должен уметь ребенок 3 лет
Неречевые функции:
а) слуховое внимание – определять направление звука (где позвенели) – ребенок должен показать; дифференциация звучащих игрушек – начиная с резко отличающихся (бубен-флейта, затем приближенные (молоток-мателлофон, 2 погремушки резко звучащие, 2 колокольчика.
Публикация «Консультация „Что должен уметь ребенок 3-х–4-х лет?“» размещена в разделах
б) зрительное восприятие – восприятие изображения: подбирать предмет к изображению (из ряда предметов – выбрать нужный); восприятие цвета – желтый, красный, синий, зеленый – должен узнавать. Формы – с 4х лет.
в) праксис – пространственный – схема тела, ориентировка в пространстве – с 4х лет; конструктивный праксис – пирамидка из 3х частей; разрезная картинка из 2-3х частей, рисунок из палочек по памяти – 2-4 палочки; динамический праксис: восприятие и воспроизведение ритмических структур: //; / //; // /.
Моторика общая: ребенок трех лет должен пройти по дорожке начерченной на полу, перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см, подпрыгнуть на месте на двух ногах, бросить и поймать мяч обеими руками, потопать ногами, похлопать руками.
Мелкая моторика: ребенок должен показывать 2-й, 3-й пальцы (поза «зайчик»); 2-й, 5-й пальцы, соединять 1-й пальчик с остальными. Малыш должен лепить из пластилина палочку и шарик.
Речевые функции:
Ваш ребенок должен повторять одно-, двухсложные слова, типа – кот, стук, вода, мост, крыша, мостик.
Должен уметь повторять слоги: па-ба, ба-па, та-да, да-та, ка-га, га-ка, фа-ва, ва-фа.
Должен показать на картинке и произнести: том-дом.
Дети 3-х лет могут определить наличие звука [м] в словах: дом, кот, мама.
Словарь:
Малыши трехлетнего возраста, при условии нормального речевого развития, понимают изменяющиеся формы слов, например: кот-коты; понимают и употребляют предлоги – в, на, под.
Дети понимают род прилагательных и существительных – где красная кофта, где красный платок, где красное яблочко.
Понимают и существительные уменьшительно-ласкательной формы: дом – домик.
Словарный запас детей растет очень быстро, детки понимают, называют, обобщают игрушки, посуду, одежду, обувь, мебель. Знают и называют такие геометрические фигуры как круг и квадрат.
Знают и называют части тела: нос, рот, глаза, живот, руки, ноги. Также, называют и понимают части мебели – спинка стула, ножка; употребляют в речи части транспортных средств – руль, кабина, колеса.
Дети 3-х лет назовут Вам, с удовольствием, как подает голос кошка, но он не скажет Вам, что она мяукает, он скажет «мяу!»; скажет, как «разговаривает» коровка, собачка, уточка, мышка и т. д.
Также дети этого возраста подберут антоним к слову большой, изменят слова – муха – мухи, дом – дома. Они употребляют в своей речи существительные в косвенных падежах без предлога: например, у меня есть карандаш; чем рисуешь? – карандашом; нет чего? – карандаша; я тебе даю что? – ручку; что я рисую? – машину.
Ребенок может образовывать новые слова, это так называемый этап «словотворчества». Он образует слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: стульчик, шапочка.
Что должен уметь ребенок 4-х лет
Неречевые функции:
а) слуховое внимание – определять направление звука (где позвенели) – ребенок должен показать; дифференциация звучащих игрушек – начиная с резко отличающихся (бубен-флейта, затем приближенные (молоток-мателлофон, 2 погремушки резко звучащие, 2 колокольчика;
б) зрительное восприятие – подбирать предмет к изображению (из ряда выбрать нужный); по контуру определять предмет; определять неполный рисунок, перечеркнутые фигуры, наложенные предметы друг на друга; восприятие цвета – ребенок в 4 года должен воспринимать – желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный.
Ребенок знает и формы – круг, квадрат, овал, треугольник.
в) праксис - ребенок 4-хлетнего возраста ориентируется в схеме тела: правая/левая рука/нога; ориентируется в пространстве – вверху, внизу, впереди, сзади.
Дети этого возраста составляют пирамидку от 5 до 12 частей, разрезные картинки из 4 части, рисунок из палочек по образцу и по памяти – складывают домики, лесенки, елочки(4-6 палочек).
Детки должны воспринимать и уметь воспроизводить ритмические рисунки:
/ / //; // //; / /// ; /// /.
Также должны выполнять динамические движения ручками: одна рука сжата в кулачок, другая распрямлена – ладошка. Одновременно выполнять обеими руками.
Общая моторика:
В 4 года Ваши дети должны пройти по дорожке начерченной на полу, перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см, подпрыгнуть на месте на двух ногах, бросить и поймать мяч обеими руками, потопать ногами, похлопать руками. Поскакать на 1 ноге, потопать ногами и похлопать руками одновременно, пройти по шнурку на полу, перейти с бега на ходьбу по сигналу.
Ручная моторика: ребенок должен уметь из пальчиков составлять фигуру «колечко». Перекладывать предметы из одной руки в другую, выполнять шнуровку, завязывать бантик, держать карандаш, ложку правильно, рисовать горизонтальную линию, круги.
С 4х лет дети должны уметь расставлять паузы в речевом потоке, употреблять основные виды интонации.
Речевые функции:
Малыши в этом возрасте умеют воспроизводить слоговую структуру следующих типов слов: кот, вода, стук, мост, крыша, мостик, тропинка.
Дети должны повторять слоги: па-ба, ба-па, та-да, да-та, ка-га, га-ка, фа-ва, ва-фа; ма-ба, ба-ма, ва-ка, ка-ва, ня-на, на-ня.
Также они называют и показывают: том-дом, кот-кит, дом-дым, мышка-мишка; коса-коза, кошка-кочка, мишка-миска, малина-Марина.
В этом возрасте детки определяют наличие звука [м] в словах типа – мама, дом, кот; наличие звука [р] в словах типа: майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамида, рак, лимон.
Словарь:
Ваш ребенок в 4 года понимает такие формы слов: кот-коты, окно-окна, лист-листья – он с легкостью может все это Вам показать. Также он понимает предлоги в, на, под, над.
Понимает и род существительных – красная, красное, красный; понимает род глаголов в прошедшем времени, по картинке – Где Женя поймал рыбу? Где Женя поймала рыбу?
У ребенка есть понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дом-домик, ложка-ложечка, ведро-ведерко; понимает глаголы с приставками: Мальчик выходит из дома, переходит улицу, подходит к дому.
Понимает такие сложные предложения, как Девочка поздравляет мальчика. Мальчик поздравляет девочку. Понимает соотношение между членами предложения (по картинке): что в руках у девочки, что в руках у мальчика.
Малыши 4-х лет активно употребляют в речи обобщающие понятия – игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, транспорт; называют фигуру – треугольник.
Знают и употребляют названия частей тела – рот, нос, глаза, живот, руки, ноги, локоть, колено, ноготь, уши. Употребляют в речи названия частей транспортных средств – кузов, колеса, кабина, руль, фары, мотор.
Детки с легкостью Вам скажут как «разговаривают» животные – корова, кошка, собачка, уточка. Расскажет Вам, наблюдая за другими детьми, что делает мальчик, девочка, что делают дети. Что делает птица, рыба – при наблюдении за животными. Расскажет что делает повар.
Ребенок называет и употребляет в речи цвета белый, черный, желтый, красный, синий, зеленый, и формы – круг, квадрат.
Ребенок без особого труда должен подбирать антонимы к словам – большой, высокий, светлый, быстрый, холодный, сухой, худой, слабый, добрый, естественно по картинке и с помощью фразы.
Известно, что в жизни ребенка наступает период, когда он начинает заниматься «словотворчеством», к такому периоду относятся словоизменение и словообразование. Ребенок указанного возраста употребляет в речи и изменяет слова – муха, дом, сто, рука, кукла, рот, окно. Употребляет в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы – стульчик, шапочка, столик, чашечка, куколка; ласково называют детенышей животных – утенок, котенок, гусенок, лисенок, слоненок. Называет всех своих родственников со словами «мой, моя». Использует приставки в словах – уходит, входит, выходит. Использует глагол совершенного вида – нарисовал. Взрослому человеку, необходимо, ненавязчиво, без особых усилий поправлять ребенка, иначе в речи ребенка могут постепенно закрепляться неправильные формы слов, что в последствии труднее исправить. А также взрослый должен следить и за своей речью – употребляя в разговоре с детьми, наиболее подходящую для ребенка лексику и терминологию!
Дети в 4 года употребляют существительные в косвенных падежах: например, у меня есть карандаш; чем рисуешь? – карандашом; нет чего? – карандаша; я тебе даю что? – ручку; что я рисую? – машину. Употребляют с предлогом – где стоит ваза? – на столе; где фрукты? – в корзине; где летает бабочка? – над цветком; где спряталась мышка? – под грибком.
Дети согласовывают прилагательные с существительными: цвет – синее платье, желтое яблоко, красная юбка, зеленый мяч; числительные 2 и 5 с существительными – кот, машина.
Малыши в этом возрасте учатся пересказывать короткие рассказы.