Оксана Сёмина
Консультация «Беседа об искусстве как средство развития эстетического отношения действительности старших дошкольников»
На современном этапе развития общества приобщение к эстетической культуре позволяет поддерживать активное формирование самосознания и самоидентичности человека.
Эстетическое воспитание старших дошкольников - это целенаправленное развитие личности, способной воспринимать прекрасное не только в жизни и искусстве, но и умеющей видеть его в окружающей действительности.
Публикация «Консультация „Беседа об искусстве как средство развития эстетического отношения действительности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Основой эстетического сознания старшего дошкольника является эстетическое восприятие, которое вместе с эстетическими эмоциями представляет собой мотив, пoбуждающий ребенка к совершению действий, удовлетворяющих его эстетические или другие потребности, которые формируются в эстетическом воспитании.
Изучение и анализ сущности эстетического воспитания позволяют вычленить формирование эстетического отношения к миру, к действительности как прямое назначение процесса эстетического воспитания и как одну из его основных функций.
Беседы об искусстве будут способствовать развитию эстетического отношения к действительности у старших дошкольников, если:
отбор произведений для показа будет осуществлен исходя из доступности их содержания для детей;
процесс восприятия произведений искусства будет строиться с опорой на переживание ребенком чувств и эмоций, с последующим их выражением вербальным способом;
педагог будет побуждать детей к эстетической оценке объектов восприятия в сравнении с увиденным в реальной жизни.
Выделены следующие задачи:
рассмотреть развитие эстетического отношения к действительности как педагогическую проблему;
описать особенности эстетического отношения к действительности у старших дошкольников выделить педагогические условия развития эстетического отношения к действительности средствами беседы об искусстве;
провести опытно-экспериментальную работу по развитию эстетического отношения к действительности у старших дошкольников посредством бесед об искусстве;
оценить и интерпретировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад 19 «Зернышко» п. Зарайский.
Выборку исследования составили 20 детей старшего дошкольного возраста, которые были разделены на две группы.
Контрольная группа – 10 детей
Экспериментальная группа – 10 детей
В качестве диагностического материала была использована методика Ольги Михайловны Дьяченко.
В результате проведенного исследования на констатирующем этапе были получены результаты, свидетельствующие о том, что развитие эстетического отношения к действительности у детей из контрольной группы выше, чем у детей из экспериментальной группы.
Проведенная диагностика показала, что большинство детей старшего дошкольного возраста, не имеет полноты эстетических знаний. Эстетические интересы и потребности низкие, потребности в общении с искусством не прослеживаются. Дети не активны, не умеют создавать образ.
В целом можно сделать вывод о том, что проявление эстетических чувств низкое.
Данное обстоятельство обусловило необходимость проведения формирующей работы по развитию эстетического отношения к действительности у старших дошкольников экспериментальной группы посредством беседы об искусстве.
На данном этапе опытно-экспериментальной работы было разработано тематическое планирование занятий с использованием с использованием бесед об искусстве.
Разговор с детьми об изобразительном искусстве проходил при их самом активном участии. Воспитатель на первом этапе занятия говорил вступительное слов о выставленных произведениях, объяснил детям, что они видят не подлинники, при этом демонстрировалась настоящая картина – распечатанная, или в виде презентации. Давалось время детям рассмотреть репродукции и высказать своё впечатление о них.
Занятия со всей группой детей не исключало индивидуальных разговоров, создавалась обстановка для живых непосредственных высказываний. При обсуждении картин детям воспитатель объяснял и незнакомые им предметы, коротко рассказывал о времени, изображённом художником., использовались стихи, которые соответствовали изображённому на репродукции и были понятны детям.
Занятия вызывали у детей творческий отклик, желание «изобразительно» откликнуться на увиденное, на последующих занятиях предлагалось детям самим нарисовать пейзаж, натюрморт, портрет, жанровую картину, однако, не воспроизводя по памяти, увиденные на занятиях.
С целью определения эффективности проведенной формирующей работы по развитию эстетического отношения к действительности старших дошкольников посредством беседы об искусстве было проведено повторное диагностическое обследование по методике, применяемой на констатирующем этапе исследования.
Мы видим, развития эстетического отношения к действительности старших дошкольников экспериментальной группы на контрольном этапе возрос, т. е дети стали способны давать анализ, оценку тому или иному эстетическому явлению, у них появилась потребность и умение оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из различных источников, творчески их применять.
В контрольной группе позволило выявить, что интерес к эстетическим знаниям этой группы неустойчив, существует множество пробелов. В целом уровень знаний явно недостаточный, чтобы разбираться в явлениях культуры, искусства. Знания отрывочны и совершенно неосновательны. Данная категория старших дошкольников не отличается эстетической зрелостью в суждениях и поступках.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы старших дошкольников эстетическое отношение к действительности развито лучше.
В экспериментальной группе старших дошкольников наблюдается положительная динамика развития эстетического отношения к действительности, так как высокий уровень увеличился до 30%, а средний снизился до 50%. В контрольной группе старших дошкольников динамики не выявлено.
На основании проведенной опытно-экспериментальной работы был сделан вывод о том, что беседа об искусстве является эффективным средством развития эстетического отношения к действительности старших дошкольников.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что беседы об искусстве позволят развить эстетическое отношение к действительности у старших дошкольников полностью подтвердилась. Следовательно, поставленная цель достигнута и решены выдвинутые задачи.