Ирина Павловна Остришко
Консультация «Роль игры в развитии личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - это не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Само понятие игры неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Это явление изучают философы, социологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развитием личности.
Публикация «Консультация „Роль игры в развитии личности ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Для ребенка самая большая радость в игре - это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей - инвалидов и детей с нарушением в развитии. Как правило, эти дети в силу снижения двигательной активности испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается на психике ребенка. У детей с патологией зрения и опорно-двигательного аппарата из-за трудностей освоения пространства возникает неуверенность, замкнутость, повышенное внимание к себе, робость, стеснительность. У детей с проблемами интеллекта и нарушением слуха преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиниться требованиям и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможенностью поведения и др.
Дети - инвалиды независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к подвижным играм - они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.
По количественному составу участников подвижные игры могут быть индивидуальными, парными и коллективными. В индивидуальных играх каждый ребенок сам устанавливает для себя правила и изменяет их по своему желанию. Иногда дети дошкольного возраста играют в ролевые игры, выполняя при этом все роли участников. В парных играх участвуют двое, напарником могут быть другие дети или воспитатели. В коллективных играх одновременно могут участвовать несколько человек.
Для того, чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности их физического и психического развития. Дети дошкольного возраста отличаются особой подвижностью, неустойчивостью внимания, постоянной потребностью в движении. Однако их организм еще не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро истощаются, но после игры быстро восстанавливаются. Детей этого возраста больше всего привлекают игры имитационные, сюжетные, с пробежками, увертыванием от водящего, прыжками, ловлей и бросанием разнообразных предметов.
Дошкольный возраст - это период совершенствования речевого аппарата. Многие дети с нарушениями в развитии - глухие и слабослышащие, с последствиями ДЦП, с задержкой психического и умственного развития, а также с сочетанием нескольких патологий - имеют серьезные речевые нарушения: неверные звукопроизношение и фонематическое восприятие, малый словарный запас, неумение передавать свои мысли, что приводит к затруднению в общении, снижению интеллектуальных возможностей. Поэтому включение в подвижные игры речитативов, песен, стихотворений, скороговорок, считалок, загадок, потешек, имитации звуков, характерных для насекомых, птиц, зверей и др., полезно для коррекции речи.
Организация детей в игре - важное условие ее успешного хода. Игры проходят интересно, если команды равны по силам. Ориентироваться следует на индивидуальные возможности каждого ребенка, учитывая при этом его личное желание войти в ту или иную команду.
Любой игре предшествует объяснение, которое дается в следующей последовательности:
1. название игры;
2. роли играющих и их расположение на площадке;
3. правила и ход игры;
4. определение победителя.
Крики радости, свобода выражения чувств, подбадривание болельщиков и общий шум - естественное сопровождение подвижной игры. По окончании ее дети также эмоционально принимают свою победу или поражение. Заканчивать игру нужно своевременно. Ее затягивание может привести к потере интереса у детей.
Таким образом, в организации и проведении подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки.
1. Выбор игры. Он зависит от коррекционных задач и возрастных особенностей детей, степени их подготовленности и количества участников. При выборе игры учитываются также погодные условия, место проведения, наличие помощников и желание самих детей.
2. Подготовка места игры. В первую очередь необходимо принять меры предосторожности или очистить игровую площадку. Лучше всего выбирать для игры поляну или лужайку с невысокой травой.
3. Подготовка инвентаря. Инвентарь необходимо продумать и заготовить заранее. Флажки, ленты, мячи следует подбирать красочные и заметные. Для проведения игр и эстафет могут быть использованы даже шишки, камушки, желуди, ракушки.
4. Разметка площадки. Многие игры проводятся на спортивных площадках. Границы ее должны быть ярко очерчены. В качестве ограничителей можно использовать цветную бумагу, гирлянды, веревку. Линия границ намечается не ближе трех метров от препятствий: стен, деревьев, пней и др.
5. Расстановка играющих. Прежде чем начать игру, необходимо указать играющим исходное положение так, чтобы они хорошо слышали ведущего, который не должен находиться в центре круга, так как в таком случае половина играющих окажутся за его спиной. При объяснении проследить, чтобы дети не стояли лицом к солнцу - они плохо будут видеть ведущего.
6. Объяснение правил и хода игры. Определение ролей играющих и их местонахождение, а также содержания и правил игры должно быть образным, попятным, логичным и последовательным. В зависимости от сюжета оно может быть изложено в увлекательной сказочной форме. В играх с детьми, имеющими дефекты зрения, слуха, интеллекта, объяснение сопровождается показом всех передвижений.
7. Назначение водящих. Выполнение обязанностей водящего оказывает на ребенка серьезное воспитательное воздействие. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Назначать водящих можно разными способами: выбрать по желанию детей, по жребию, выявить желающих и др.
8. Распределение по командам. Организация командной игры требует деление на команды, примерно равные по силам. Особенно важно это сделать, если в игре участвуют дети с разными двигательными дефектами. Состав команд в каждой игре может меняться, но при этом должно учитываться желание самих детей.
9. Судейство. Объективное и точное судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды, где ярко проявляется соперничество и каждая команда заинтересована в выигрыше. Судья занимает удобное место, чтобы видеть всех участников и при этом не мешать им. При нарушении правил игры он своевременно вмешивается. От объективности судейства зависят итоги игры.
10. Окончание игры. Игра прекращается, как только у игроков появляются первые признаки утомления и снижается интерес. Продолжительность игры зависит от ее характера, условий проведения и состава играющих.
11. Подведение итогов. Многие игры не носят соревновательного характера, поэтому подведение итогов представляет собой анализ как игры в целом, так и успехов каждого ребенка. При объявлении результатов игры дается ее краткий разбор, анализ ошибок.
Одна из главных задач руководителя - суметь войти в детский коллектив, найти ключ к сердцу каждого ребенка, вжиться в сферу игровых действий. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи - вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.