Анастасия Баланцова
Консультация по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведение – основа воспитания патриотизма
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Публикация «Консультация по краеведению» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Челябинску.
Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.
В качестве задач определено следующее:
o научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
o пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
o воспитывать уважение к культуре других народов;
o формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
o пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
o развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
o приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
o создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
o практические действия с предметами;
o музыкально-театрализованная деятельность;
o самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:
o хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
o целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
Уголки краеведения в группах.
Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
• Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
• Художественная литература: стихи о родном крае.
• Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.
• Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
• Совместные работы из бросового и природного материала.
• Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
• Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
• Папки - передвижки: «Праздники нашего района».
• Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”
• Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д.).
• Аудио и видеокассеты о природе родного края.
• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
• Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
• Художественная литература (стихи, рассказы).
• Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.
• Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Челябинске”, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т. д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;
2. Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;
4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными