яна синяк
Консультация для родителей «Я сам»
▼ Скачать + Заказать документы
“Я сам”
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. “Я сам”, - говорит он каждый раз, когда взрослый начинает натягивать на него рубашку или кормить его.
Публикация «Консультация для родителей „Я сам“» размещена в разделах
Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребё -нок не может выполнить это самостоятельно: по-рвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.
Но оказывают ли взрослые действительную по-мощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребёнка лишают самостоятельно-сти, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребёнка. На просьбу ребёнка “я сам” не следует отвечать: “Мне некогда”, а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. п.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребует-ся помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия.
Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка в самообслуживании.
В одевании:
вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребёнка;
индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, носков);
постоянное место для хранения пижамы;
удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы; удобные застёжки на кофтах, платьях; свободные резинки на юбках, трусах, колготках, шортах; соответствующий голове ребёнка размер ворота; удобная обувь).
В умывании:
устойчивая подставка под ноги (расстояние от неё до края раковины должно быть примерно 55 см, а до крана – 65-70 см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребёнка);
постоянное и удобное место для зубной пасты, щётки, стаканчика или подставки под неё ( при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма);
отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;
удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету и орнаменту полотенца. Удобный для ребёнка размер полотенец-40-50 см в ширину, 50-70 см в длину)
При приё ме пищи:
стул в соответствии со столом (расстояние от си-денья до крышки стола должно равняться 18-19 см. под ноги нужно поставить подставку, расстояние от неё до сиденья стула -25-28 см);
небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;
на доступном для ребёнка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.
Что дети должны научиться делать самостоятельно.
Дети младшего возраста должны уметь:
мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место; одеваться и раздеваться в определё нной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать, расстёгивать;
замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью ко взрослому;
своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом;
правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвёртого года жизни, салфеткой;
убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.