Дьякова Светлана Адольфовна
Консультация для воспитателей «Влияние акробатических упражнений на физическое развитие старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние акробатических упражнений на физическое развитие старших дошкольников.
В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребенка, формирование необходимых знаний умений и навыков, воспитание психофизических качеств.
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние акробатических упражнений на физическое развитие старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Цель физического воспитания дошкольников определяется как воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка; формирование у него основ здорового образа жизни; укрепление его здоровья, его физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие.
Одним из средств реализации физического развития дошкольников являются акробатические упражнения.
Акробатика — вид спорта, объединяющий многочисленные группы физических упражнений. Слово «акробатика» в переводе с греческого означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Еще в древности акробатами называли сильных, ловких людей, в совершенстве владеющих своим телом. Дети, регулярно занимающиеся акробатикой, отличаются равномерно развитой мускулатурой, красивой выправкой, осанкой. Особенно важно, что акробатические упражнения обеспечивают развитие мускулатуры плечевого пояса, грудной клетки, верхних нижних конечностей. Как известно, хорошее развитие этой мускулатуры не только позволяет выполнять работу большой мощности, но и поддерживать слаженную деятельность органов сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и иных систем человеческого организма.
Особая польза спортивной акробатики заключается в том, что она помогает совершенствованию координационных способностей, то есть способностей согласовывать действия различных звеньев двигательного аппарата.
Наблюдая за детьми раннего дошкольного возраста в их свободной двигательной деятельности, мы обращаем внимание на их легкое и свободное манипулирование телом. За счет природной гибкости позвоночника, растяжки мышц и высокой подвижности суставов дети легко переходят из одной гимнастической позы в другую. Однако без систематических физических упражнений дети к 4-5 годам теряют природную способность, их движения становятся скованными.
Здоровье во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и т. д. Вот почему так необходимо сохранять и развивать природные физические задатки. Поэтому задачи общеразвивающих упражнений для детей дошкольного возраста состоят в следующем:
• сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника и
подвижность суставов;
• укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться и расслабляться;
• развивать чувство равновесия, чувство полета, способность легко владеть своим телом и т. д. ;
• способствовать выполнению упражнения легко, с равномерным дыханием;
• учить детей чувствовать и ощущать процесс своих движений;
• развивать творческую двигательную деятельность.
Все это поможет детям научиться осознанно владеть своим телом, выработать потребность в прогибании и растягивании позвоночника, подвижности суставов и работе мышечной системы с равномерным дыханием.
Для выполнения поставленной цели необходимо:
-обратить внимание на свободную двигательную деятельность детей раннего дошкольного возраста и все их замысловатые гимнастические фигуры и позы вносить в систему общеразвивающих упражнений для дальнейшего правильного их развития;
- соблюдать принципы постепенности, систематичности и самовыполнения, т. е. без постороннего физического давления.
При этом следует помнить правила: - помоги, но не навреди; - заинтересуй, но не настаивай; - каждый ребенок индивидуален.
Большое внимание на занятиях в детском саду уделяется использованию акробатических упражнений, так как акробатика развивает у детей гибкость, ловкость, чувство равновесия, координацию, точность движения, прыгучесть. У детей развиваются дисциплинированность и целеустремленность. Дети, занимающиеся акробатикой, отличаются равномерно развитой мускулатурой, красивой выправкой, осанкой. Акробатические упражнения помогают формировать у детей многие прикладные навыки: учат правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия, влезать по канату, лестницам. На занятиях укрепляется мышечный корсет, т. к. попадая в школу, ребенок должен длительное время выдерживать мышечную нагрузку, и от того, насколько развит у него мышечный корсет, во многом и зависит его работоспособность в школе.
Большое внимание на занятиях уделяется общеразвивающим упражнениям, выполняемым индивидуально и в парах, а также с предметами: гимнастическими палками, гимнастическими скамейками, скакалками, большими и малыми мячами, обручами. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей организма детей и их психомоторного развития. При освоении новых двигательных навыков придумывается образный рассказ, хорошо понятный по содержанию. Например: бег с высоким подниманием колен - «лошадка», прыжки в приседе - «как мячики», ходьба мелким шагом – «лилипуты», широким - «великаны», бег «кошечкой», «тараканчиком», передвижение «гусеницей», прыжки на двух ногах – «зайчики», наклоны в стороны - «часики», наклоны вперед, сидя на полу - «пружинки», отведение туловища назад - «солдатики» и т. п. Осваивая группировки и перекаты, дети могут изображать колобка, мячик, калачик, кошку и собаку, лодочки, качалки и т. д., что создает благоприятную эмоциональную обстановку.
Занятия проводятся в игровой форме. Детям дается задание «кто плотнее сделает калачик при перекате в группировке», кто при исполнении «рыбки» достанет до носа, кто лучше прогнется в «лодочке», у кого самый лучший мост, кто сделает длиннее колесо, кувырок и т. д.
Упражнения закрепляются в играх. Например, в эстафетах с акробатическими элементами выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. В игре «салки» дети догоняют друг друга кувырками, колесами, прыжками в группировке, при этом слежу за правильным исполнением этих элементов. Дети сами разбирают и оценивают правильность выполнения упражнений.
Упражнения акробатики, которые разучиваются с детьми:
-Прыжки в группировке, с поворотом на 360 вправо, влево.
-Полумосты, мосты из положения лежа, стоя, с подниманием правой, левой ноги, ходьба в положении моста.
-Полушпагаты, шпагаты.
-Перекаты в группировке (на спине, боком).
-Кувырки вперед, назад.
-Стойки на лопатках, руках (в группировке, махом, ноги вместе, в шпагате, ходьба на руках.
-Колесо (с правой, левой ноги, с места, с подскока, с разбега.
-Равновесия: согнутая нога впереди, в стороне; прямая нога впереди, в стороне, «ласточка», фронтальное равновесие.
-Упражнения хореографии (позиции рук, ног, «гимнастическая ходьба», прыжки со сменой ног, шагом. Вольные упражнения под музыку).
Самым значительным достижением акробатических упражнений является оздоровительный эффект, многие физические и физиологические недостатки и изъяны (повышенный или пониженный тонус мышц, косолапее, кривошею, запоры, метеоризм) можно исправить при помощи регулярных занятий. Во время занятий также усиливается нагрузка на нервную систему, малыши испытывают различные ощущения эмоции и чувства, что также положительно влияет на работу сенсорно-перцептивного отдела нервной системы.
Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный в результате сочетания дифференцированного обучения основным видам движений с укреплением физических качеств и двигательных способностей, позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе — периоде подготовки детей к школе.