Ирина Барулина
Консультации для воспитателей «Пересказ художественных произведений с помощью картинок»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Пересказ – один из важнейших приемов развития речи у дошкольников. Использование картинок помогает детям лучше понять сюжет, последовательно излагать мысли и запоминать содержание произведения. Такой метод делает процесс обучения интересным, способствует развитию воображения, логики и связной речи.
Цели и задачи пересказа с использованием картинок
Цели:
• Формирование навыков связной речи.
• Развитие памяти и логического мышления.
• Развитие воображения и способности описывать события.
• Закрепление навыков смыслового восприятия текста.
Задачи:
• Обучение последовательному изложению событий.
• Развитие словарного запаса.
• Формирование способности выделять главные моменты в произведении.
• Поддержание интереса к литературе через игровую форму.
Методика пересказа с использованием картинок
1. Выбор произведения и наглядного материала
• Отбирать произведения с четким сюжетом (сказки, рассказы с простой структурой).
• Подготовить серию иллюстраций, отражающих ключевые моменты текста.
2. Первичное знакомство с произведением
• Чтение текста воспитателем выразительно и эмоционально.
• Обсуждение основной идеи произведения, характеристика героев.
3. Рассматривание картинок и обсуждение событий
• Предложить детям посмотреть на картинки и попытаться восстановить последовательность событий.
• Обсудить каждый фрагмент, задавая наводящие вопросы:
• Что происходит на этой картинке?
• Что было до этого?
• Что будет дальше?
4. Поэтапный пересказ
• Пересказ с опорой на весь ряд картинок.
• Частичный пересказ (ребёнок описывает только одну картинку).
• Самостоятельный пересказ без опоры на иллюстрации.
5. Игровые приемы для пересказа
• “Перепутанные картинки” – разложить иллюстрации в неверном порядке, предложить детям восстановить последовательность.
• “Продолжи рассказ” – воспитатель начинает пересказ, ребёнок продолжает по картинкам.
• “Что изменилось?” – убрать одну картинку и попросить детей вспомнить, какой эпизод отсутствует.
Рекомендации воспитателям
Подбирать произведения в соответствии с возрастом детей.
Использовать яркие и выразительные иллюстрации.
Поддерживать диалог с детьми, задавать открытые вопросы.
Не исправлять ошибки в пересказе сразу – важно, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно.
Хвалить за активность и старания, даже если пересказ получился кратким.
Вывод
Пересказ с использованием картинок – эффективный метод развития речи у дошкольников. Он помогает детям легче понимать текст, запоминать последовательность событий и формировать умение грамотно выражать мысли. Такой подход делает процесс обучения увлекательным, стимулируя интерес к художественной литературе.