Фатима Ливашова
Консультация для воспитателей «Методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультации для воспитателей
Методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке
В детском саду используются разные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т. д.) направленные на повышение двигательной активности детей. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребёнок находился в поле его зрения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Прогулки. Консультации
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.
Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и время различны в течение недели. Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:
1. использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;
2. соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
3. применение разных способов организации дошкольников;
4. рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
5. создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
6. активизацию детской самостоятельности;
7. стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазанием) планируются на прогулке ежедневно. Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр освоенных ранее.
Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера. В них рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения, а для интереса усложнять содержание.
При распределении упражнений в основных видах движений значительное место отводится прыжкам и подскокам. Это действенное средство для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств, выносливости.
Наряду с бегом и прыжками используются упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм в прогулку могут быть включены различные упражнения с мячом : прокатывание по земле, узкой дорожке; подбрасывание и ловля; удары о стену; метание в цель и на дальность.
На прогулке значительное место следует отводить спортивным упражнениям, способствующих формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года (зимой - катание на санках, ходьба на лыжах; весной и летом - катание на велосипеде и самокате).
Спускаясь на санках с горки, дети могут выполнять разные задания. Ходьба на лыжах проводится 2 раза в неделю, первый раз на физкультурном занятии второй - во время организованных подвижных игр и упражнений.
Наряду со спортивными упражнениями детям предлагают игры с элементами спорта: хоккей, баскетбол, бадминтон, футбол.
Старших дошкольников учат играть в настольный теннис и бадминтон по упрощенным правилам. Дети овладевают различными навыками: правильно держать ракетку, бросать и ловить маленький мяч (волан, ориентироваться в пространстве. Для закрепления предлагаются игры с теннисным мячом: «Задержи мяч», «Мяч с горки» и др.
Обучение спортивным упражнениям и играм с элементами спорта проводится на физкультурных занятиях и закрепляется на прогулке.
Важным моментом является распределение игр и упражнений с учётом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.
Например:
1. подвижная игра с бегом «Мы весёлые ребята»;
2. упражнение с мячом; подбросить вверх и поймать двумя руками;
3. прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (дистанция 5-6 м, прыжки поочерёдно на правой и левой ноге.
При подборе игр и физических упражнений должно предусматриваться чередование таких видов основных движений, которые дети могли бы с интересом повторять несколько раз.
При подборе игр и упражнений важно учитывать время года и место их проведения.
В сентябре, мае, июне обязательны игры с более длительным бегом, с элементами соревнований, игры, эстафеты.
Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке летом.
1. П/и с бегом «Весёлые соревнования».
2. Езда на велосипеде по прямой, по кругу змейкой (с разной скоростью).
3. Метание мешочков с песком вдаль (рас. не менее 10 м).
Поздней осенью и ранней весной на прогулке необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, скакалкой, кольцом и др. Их можно организовать под навесом на веранде.
Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке в весеннее - осенний период.
1. П/и с бегом «Догони свою пару».
2. Прокатывание обруча по ровной дорожке («Кто дальше всех проктит обруч?»).
3. Прыжки через скалку разными способами.
Зимой планируется ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с использованием разнообразных заданий (присесть, повернуться и т. д.). в программное содержание зимней прогулки могут быть включены игры-эстафеты на санках и лыжах. Наличие разнообразных построек способствует развитию основных движений (ходьба и бег, метание снежков и т. п.).
Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке зимой.
1. П/и с бегом «Быстро возьми, быстро положи».
2. Катание на санках. Игра-эстафета «Гонки санок».
3. Прыжки со снежных валов.
Планирование работы по развитию движений на прогулке в старшей и подготовительной группах должно обеспечить системность, последовательность подачи программного материала, повышать двигательную активность детей.
Значительное внимание следует уделять вопросам организации игр и физических упражнений. Если физкультурное или музыкальное занятие состоялось в перовой половине дня, тот игры и упражнения желательно организовывать в середине или в конце прогулки, а в начале предоставить возможность самостоятельно поиграть. В остальные дни организовать двигательную активность детей в начале прогулке, что позволит обогатить содержание их самостоятельных игр. При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации детей.
При организации знакомых игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание правил. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты в игре, от которых зависит её ход и выполнение правил.
При разучивании новой подвижной игры необходимо дать чёткое, лаконичное объяснение её содержания. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и в ходе её уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.
При организации игр соревновательного характера важная роль принадлежит воспитателю, он должен помочь детям разделиться на команды. Большое значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. К обсуждению результатов игры привлекают дошкольников, приучают их оценивать своё поведение и поведение товарищей. Это способствует формированию положительных взаимоотношений в процессе двигательной деятельности детей.
В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребёнка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения при пользовании пособием. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.
Все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строится с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.